Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

(VIII) О «блочном погружении» и гармоническом развитии ученика

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистикеТребуется время… (биология, 7 кл)

Требуется время, чтобы построить мост  // Письмо-отчет Мартыновой Елены (биологический факультет МГУ) о проведенном уроке в школе и ответные комментарии и реплики доктора педагогических наук В.М.Букатова


Реплики-комментарии к «выясненному для себя» после пробного урока

(VIII) О «блочном погружении» и гармоническом развитии ученика

У меня нет достоверных сведений о какой-то особой эффективности блочного обучения по сравнению с обычным уроком. Зато в моем профессиональном багаже есть достаточно разнообразный опыт внеурочного обучения, который в какой-то мере близок идеям «блочного погружения». Например, погружение школьников в театральную деятельность во время их каникул.

На мой взгляд, в ходе тех каникулярных погружений возникают ситуации достаточно типичные. Поэтому читателям я предлагаю сконцентрировать на них своё профессиональное внимание.

Руководители многих детских театральных студий идут по пути самому примитивному — сразу начинают ставить спектакль. Они считают, что если с детьми спектакль сразу не поставить, то дети ходить в театральную студию не будут. Начинаются репетиции. И очень скоро выясняется, что пока двое-трое репетируют очередную сцену, остальным делать нечего. Вот они по углам и шатаются, изнывая от скуки.

Поэтому некоторые театральные руководители, чтобы избежать такого праздношатания, стараются совместить репетиции с изготовлением костюмов. Но и тогда возникает всё та же проблема: один-двое, например, на швейной машинке строчат, а остальные опять же таки бездельничают.

Но есть преподаватели, которые к «профессиональному погружению» учеников относятся концептуально. Они считают, что прежде чем ставить спектакль, детям нужно освоить актёрское искусство. И тогда сразу возникает вопрос, как и чем наполнять долгий учебный день, чтобы обучение было детям в радость и занятия не приедались бы своим однообразием. В результате возникает спасительное деление на предметы, например: актёрское мастерство, сценречь, ритмика, история театра, сценография, история костюма и т.д.

Каждый из предметов дробится на составляющие темы, которые легко могут стать самостоятельными учебными курсами (что иногда — если условия позволяют — и случается). Например, сценречь можно представить такими дочерними курсами-предметами: дыхательный тренинг, техника звукоизвлечения, дикция, словесные воздействия, «лепка» фразы.

И этот процесс может быть бесконечен. А всё потому, что меняется масштабность целеполагания того, кто заваривает всю кашу. То есть — руководителя. Чего он хочет? От ответа на этот вопрос зависит широта охвата материала и (или) глубина погружения учеников.

Теперь «вернемся к нашим баранам». То есть вопросу, что лучше: в день по шесть предметов школьникам проходить? или за один день только в один предмет погружаться?

Из моего театрального примера, ясно, что любой учебный предмет, растянутый на день (или неделю), начинает дробиться на составляющие учебные темы, которые в умелых руках могут стать вполне обособленными курсами-предметами. И тогда возникнет ситуация, пусть не столь броско, но тем не менее напоминающая исходную — в день по шесть самостоятельных предметов. Это что же, замкнутый круг получается?..

Когда учителя подобный методический парадокс начинают предчувствовать, то отношение их к идеям погружения становится более уравновешенным.

Всё дело в том, что мы — учителя, преподаватели, организаторы обучения — хотим получить «на выходе»? Если мы хотим, чтобы ученики познакомились бы с культурологическим разнообразием научной и художественной мысли человечества, то каждый день (чтобы не приедалось) должны будут сочетаться разные предметы — и физика, и химия, и литература.

А если мы хотим, чтобы ученики знакомились с премудростями  одного-единственного предмета (готовим их быть «зубрами» в одной из — как нам кажется — очень важной, но узкой сфере современной цивилизации), то конечно все другие учебные предметы этому будут мешать. И следует отметить, что есть учителя, преподаватели, педагоги, которые почему-то уверены, что гармоническое и (или) всестороннее развитие каждого ребёнка лично им мешает осуществлять свою профессиональную деятельность «с нуля». И в идеале-де им нужен «чистый лист», на котором они спокойно смогли бы выводить свои заветные иероглифы…

Если затеваемое блочное погружение будет вольно или невольно ориентировано именно на такой «идеал», то я буду категорически против…

Вячеслав Букатов

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистикеТребуется время… (биология, 7 кл)

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика