Разбор ПОЛЁТОВ → Рассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистике → Требуется время… (биология, 7 кл)
_______________________________________________________________
Письмо-отчет Елены Мартыновой (биологический факультет МГУ) о проведенном уроке в школе и ответные комментарии и реплики доктора педагогических наук В.М.Букатова
оТребуется время, чтобы построить мост . Мне довелось провести урок биологии в 7 классе по теме «Органеллы клетки». Это был мой первый урок. Я очень волновалась и долго готовилась. Сначала мне посоветовали походить на уроки этого класса как биологии так и других дисциплин, чтобы познакомиться с детьми и структурой подачи материала. Моим куратором была учительница биологии, у которой я училась сама, когда была школьницей (я попросила ее помочь пройти педагогическую практику, и она любезно согласилась). … едва не отказалась от мысли… Нужно сказать, что школа моя — языковая, а следовательно настраивает изначально на «гуманитарный» лад. А в совокупности с отсутствием грамотных преподавателей географии, информатики, физики и химии у школьников неизбежно появляется мнение, что естественные науки «не для нас» и «нет ничего скучнее». Другая проблема в нашей школе — контингент. Процент поступающих «по прописке» с каждым годом становится все ниже, а процент детей с богатыми родителями растет. Дети часто плохо воспитаны и считают что им все позволено. Очень плохо принимают новеньких учителей и испытывают их «на прочность» хамством и наглостью. Также существует и проблема национальных отношений. Но в общем, не считая мелких проблем, есть над чем работать. Посещая уроки я с ужасом поняла, что учителя идут на поводу у детей, боясь конфликтов с родителями. Но при этом, несмотря на «помехи», стойко ведут традиционный урок до конца. Мне стало так жутко, что я едва не отказалась от мысли когда-либо преподавать, но любопытство и стремление хоть что-нибудь поправить в существующей системе образования перевесили, и я решилась. … и никакого внимания… Четко понимая, что урок, построенный по принципу вопрос-ответ, всего лишь будет символизировать процедуру усвоения материала, заданного на дом, и объяснение учителем новой темы в режиме лекции. Считая, что традиционный подход приведёт к срыву урока, я решила объединить его с социо-игровым. Я написала план урока. Морально подготовилась. И получив «добро», пошла. Перед тем, как вместе с учительницей переступить порог класса, еще раз напомнила себе, что в сумме на традиционную и социо-игровую части приходится по 20 минут. И мы вошли. У нас класс замолкал сразу, а тут шум, беготня и никакого внимания. Стоит моя бедная учительница и ждет. Стою я в сторонке и почти сползаю по стенке от страха. Хоть беги!! Но… поздно. После того, как меня представили, мне уже почти ничего не оставалось, как начать урок. 35 пар глаз смотрят на меня, а я с ужасом понимаю, что для построения по алфавиту просто нет места. И что любое телодвижение в классе травмоопасно. Пришлось начать с перемещения парт. … воспринимают как отсутствие… Сначала ребята поставили все парты буквой П. Но потом я осознала, что вылезти им из-за парт в центр — колоссальный труд. И классу пришлось снова потрудиться. В итоге по 2 парты сдвинули для каждой из шести команд (примерно по 6 человек), оставив проходы, чтобы ребятам можно было бы просочиться. Центр же опять остался свободным. На перестановку парт потратили примерно 5 минут. Это обстоятельство придало мне нервозности. Ведь тема должна быть освещена, и пресловутый план надо выполнить. Далее строились по десятой цифре номера мобильного телефона, оживление было невероятным, народ бегал, падал, толкал соседей. С грехом пополам построились. Разбились на группы по принципу «ручейка». Объединились в группы по три пары (ученики, оставшиеся без пары, могли выбирать, к какой команде примкнуть). Еще потратили 5 минут и группы расселись. В плане было еще «кольцо» для перемещения по часовой стрелке всех групп в середине урока, но по ходу урока пришлось отказаться от подъема и пересадки целого класса (на мой взгляд, для рядового урока — это неудачная идея). Итак, расселись, но уровень шума повысился. И к нам пришли из соседнего класса с претензией. Это добавило мне неприятных переживаний. Я попробовала «кто меня слышит?», но… меня никто не слышал!! Никто!! Тогда я не нашла ничего лучше, как отбить себе руку о крышку стола одной из команд. Тишина наступила мгновенно и по-настоящему гробовая. Может, этот способ детям привычнее и понятнее, а может просто эффект неожиданности — я не знаю (см. последний параграф в Комм.2). Но в тот момент мне стало совершенно ясно, что между свободой социо-игрового урока и статичностью традиционного — ПРОПАСТЬ. Что социо-игровой урок дети воспринимают как отсутствие работы, обучения, и вообще урока. Они словно на перемене. И требуется время, чтобы построить мост и научить детей быстро и легко переключаться. … хотя мы этого и не видим… Вслед за ясностью злость стала уходить. Но состояние истерики по поводу фактического срыва урока и собственного позора перед учителем (сидящим за стенкой) не отступало. Все это неприятно мучило. И я молчала, молчали и дети. Почему-то их молчание и внимание подействовало на меня успокаивающе. Я поняла, что материал уже не изложу, что на следующем уроке изучаемая тема явно будет объяснена им заново. А мне только и остается, что играть… И началось мое собственное совместное с детьми погружение в увлекательный мир клетки. В мир уникальности, микроскопичности, взаимосвязанности «на молекулярном уровне». Погружения не столько теоретического, сколько на уровне ощущения, что все движется и как-то там живет, хотя мы этого и не видим глазом. 1. Написали стишок на доске, что вообще у клетки есть. Точнее, команды рисовали структуры и отдельно записывали. Это нужно было делать быстро — то есть бегом. Каждая команда получала баллы. Потом, отдельным этапом, подписывали то, что нарисовали (соседи? — В.М.), выбирая из списка (то есть из стихотворения на доске? — В.М.). В конце урока все вместе посчитали баллы, тщательно записываемые весь урок на доске. Объявили победителя. Все задания выполнялись на основании лимитированного времени (именно этому я вас и пытался научить! — В.Б.), так как первую часть урока мы потратили зря (см. Комм.2). … выяснила для себя… Урок дал мне бесценный опыт. И темы для размышлений. Когда я сама была школьницей, то мечтала о том, как бы уроки вела я сама. Мне хотелось именно группового обучения, интеллектуальной соревновательности. Я видела теорию в чистом виде, как словарь терминов. А остальное — размыто и на пальцах. Домашняя работа мне представлялась в заучивании терминов. Проверка — в быстром воспроизведении формулировки. Или в объяснении смысла -ученики могли выбирать. Оценка индивидуальна. Остальное — соревнование групп. Сейчас, после проведения урока с использованием социо-игровой методики я выяснила для себя следующее: I. В школе, где принято проводить урок классического типа, учителю, желающему работать с живыми мыслящими детьми очень трудно. Нужно брать классы, и с самого начала их вести. Чтобы лесенка между классическим уроком и социо-игровым методом выстроилась, и ребенок ощущал себя «на уроке». (См. репл-комм(I) – В.Б.) II. Я сторонник комбинированного метода обучения. (См. репл-комм(II) – В.Б.) III. Уроки по предмету принципиально должны быть спарены. (См. репл-комм(III) – В.Б.) IV. Домашнее задание предпочтительно творческое и обязательно словарь. Здесь я не изменила своих взглядов. Для меня словарь — ведущая базовая часть, без нее нет понимания, о чем речь. А механизмы можно проиграть. Что касается чтения учебника — это занятие кажется мне бесполезным и даже вредным. Можно обсудить какие-то статьи на подходящем уровне. Дать доклад вместе с материалом или помочь его найти, устроить конференцию по исследовательским работам. Составить кроссворд, написать рассказ на тему. И обязательно дать возможность выбора формы, а потом обсудить в классе работу каждого. Ведь дети интересуются разными вещами, а школьную программу биологии можно дать за 2 года в старшей школе. (См. репл-комм(IV) – В.Б.) V. Еще одно откровение — дети плохо работают сообща. Есть лидер, а остальные просто ждут, что он скажет. Поэтому крайне важно развивать способность работы в коллективе, так называемый «принцип плеча». (См. репл-комм(V) – В.Б.) VI. Также трудность состоит в том, что со стороны Министерства образования и методистов наблюдается давление на творчески настроенных учителей. Ведь первая же городская контрольная снизит рейтинг школы, а за этим последует и снижение финансирования и престижа. Поэтому проблема индивидуальных контрольных работ очень значима. Если дети работают только в группе, смогут ли они рассчитывать только на себя. (См. репл-комм(VI) – В.Б.) VII. Шум в классе раздражает других учителей, ведь должна быть тишина. (См. репл-комм(VII) – В.Б.) VIII. Проблема «погружения». Если бы школа давала образование из блоков дисциплин, то погружение было бы полным, а знания прочными. Например, две недели идет блок биологии с определенной тематикой (с практикумом и итоговой работой, потом другой предмет; а еще лучше каникулы — экскурсии в театры, музей, поездки в другой город, в лес). Тогда все прекрасно. А если в день мимо проходят до шести предметов, тогда трудно говорить о погружении. (См. репл-комм(VIII) – В.Б.) IX. И напоследок, о проблеме нехватки времени на уроке. Но эту проблему можно решить путем сдвоенных уроков. (См. репл-комм(IX) – В.Б.) . . Ответные комментарии В.М.Букатова Комм.1. О деловых показателях «удачности» урока Реплики-комментарии к «выясненному для себя» после пробного урока (I) О психологической самозащите =открыть= (II) О полезном чередовании и досадной мешанине =открыть= (III) О сдвоенных и обычных уроках =открыть= (IV) О традиционном «разделяй и властвуй» =открыть= (V) Лукавство привычной мизансцены урока =открыть= (VI) О контрольных, самооценке и работе малых групп =открыть= (VIбис) Об отметках за групповую работу =открыть= (VII) О типичном перекосе личности учителя =открыть= (VIII) О блочном погружении и гармоническом развитии ученика =открыть= (XI) О мастерстве спешить, не торопясь =открыть= о
|
. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Реплики-комментарии к «выясненному для себя» после пробного урока . . (I) О психологической самозащите . . . . |
. . Разбор ПОЛЁТОВ → Рассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистике → Требуется время… (биология, 7 кл) . . |