Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Комментарий 1. «МЫ разделились» или «Я разделила»? В чём РАЗНИЦА?

Разбор ПОЛЁТОВИстория Получившуюся АБРАКАДАБРУ бросились отгадывать соперники (6 кл)

О типичных огрехах современных учителей // Ответные комментарии В.М.Букатова к письму-отчету учительницы истории

Комментарий 1. «МЫ разделились» или «Я разделила»? В чём РАЗНИЦА?

Итак, «берём быка за рога». Первая распространенная огреха связана с «двойными стандартами» учителя по отношению к субъектности того, что происходило у него на уроке. Любой из учителей написал (а) бы: «я приготовил (а) 12 вопросов». Потому что они это делают своими руками. Но ведь и класс на две половинки учителя делят тоже «своими руками»! Только вот собственную субъектность этого деления они почему-то предпочитают маскировать абстрактно-дружелюбной формулировкой «МЫ РАЗДЕЛИЛИСЬ»…

Заглянем в текст рассказа. Перед формулировкой «я приготовила 12 вопросов» читаем: «мы разделились на две группы». Хотя, скорее всего, класс на две группы разделила сама учительница, сказав: «От сих до сих», — и проиллюстрировав своё желание размашисто-плавным движением указующей руки.

Подчеркну, что есть много способов деления класса на малые  группы (или объединения учеников в рабочие команды). Но, тем не менее, я сам иногда делю аудиторию на «две команды» именно таким «диктаторским» образом. Например, для проведения «дружного эха», когда нужны не много «малых групп», а всего лишь две крупные команды исполнители/судьи (с взаимозаменяемыми функциями).

При этом я никогда свои действия не обозначу формулировкой «мы разделились». Ведь субъектом (инициатором) такого деления являлся я сам. И если в этом я всегда себе отдаю отчет, то это способствует ДИХОТОМИИ, то есть потенциальному появлению педагогической импровизации — открытию учителем возможности поступить как-то неожиданно и (или) «наоборот» без ущерба (а то и с большим выигрышем) для планируемой результативности.

Но, конечно, я соглашусь, что если педагог осознанно позволяет себе делить класс диктаторским способом, то он от замерцавшей дихотомии отмахнется, как от назойливой мухи. Зато во время учительского повествования о каком-то другом моменте урока, дихотомия — возможно, по ассоциации — опять даст о себе знать (это одна из принципиальных причин, почему я столь упорно настаиваю на необходимости для последователей социо-игровой режиссуры присылать письма-отчеты!) И тогда, к примеру, всем привычная формулировка «я приготовил (а) 12 вопросов» может оказаться трамплином для желания учителя в будущем подготовку вопросов поручить самим ученикам — «они приготовили»…

Детализацию подобной дихотомии, уважаемые посетители сайта и уважаемая Татьяна Алексеевна, мы рассмотрим во втором комментарии. Сейчас же, подытоживая реплику о первом из типичных учительских огрехов, сформулируем пожелание: принципиально точно отражать источник инициативы. Если на уроке сам учитель спросил, велел, задал, организовал и т.д., то в своем рассказе об уроке ему не следует вести речь об этом, как о некой абстрактно-совместной деятельности (дескать, «мы повторили», «мы проверили», «мы разобрались»).

Вячеслав Букатов

Разбор ПОЛЁТОВИстория Получившуюся АБРАКАДАБРУ бросились отгадывать соперники (6 кл)

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика