Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Реплика-комментарий 5(а)

Разбор ПОЛЁТОВЛитература Викторина «Счастливый случай» (8кл)

Викторина в жанре телеигры «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» // Письмо учительницы литературы и ответные комментарии доктора педагогических наук В.М.Букатова

О премудростях
социо-игрового стиля //
Реплика-комментарий 5 (а)

Вписать антонимы

Десять строчек Барыковой я бы отксерил (лучше крупно набрать на компьютере; но если в школе нет принтера, то можно и отксерить, желательно с увеличением масштаба; если же нет ксерокса, то тогда либо крупно напечатать на машинке, либо от руки крупно вывести печатными буквами).

Каждая команда, получив одинаковые карточки с 10 строчками стихотворения, посылает к учительскому столу посыльного, чтобы он из «шапки», не глядя, вытянул задание. А они такие: «Замазать в стихотворении все прилагательные (или, например, все глаголы), оставляя окончания. Вместо замазанного вписать антонимы».

Посыльные возвращаются в команды, ученики достают мазилки (белые, для машинописных работ; если же их «под рукой» нет, то глаголы с прилагательными можно заклеивать, например, клейстером, то есть клеем, сваренным на кухне из крахмала).

Задание для учеников непривычное. Да и для учителя тоже: оно ущемляет его царственное право вмешиваться ( «правильно/неправильно»). И придется ему постоять в сторонке. А потому разговоров-обсуждений у детей будет предостаточно. Например, какой антоним можно подобрать к прилагательному белый (о шёлке). Одни скажут: ЧЕРНЫЙ. Другие предложат: ЦВЕТНОЙ. Как тут решить, кто прав?

На подобную работу отводится 4-5 минут. Время учителю нужно отмерять точно по часам. И вот звучит сигнал: стоп! Команды обмениваются своими версиями. Задание: во-первых, проверить, все ли прилагательные (или глаголы) замазаны (или заклеены) в исходном тексте. И, во-вторых, по вписанным антонимам догадаться о первоначальных прилагательных (или соответственно — глаголах).

Вариативность и сравниваемость

Опыт показывает, что сочинителям замазывать и вписывать безумно интересно. Было:

…Гладью букеты по белому шелку
Шьет она молча привычной рукою,
Словно рисует послушной иголкой.

Получилось:

…Гладью букеты по черному шелку
Шьет она молча неловкой рукою,
Словно рисует строптивой иголкой.

Представим: ученики только что были полны гордости за придуманные антонимы (привычной-неловкой, послушной-строптивой), а тут им приходит от соседей все тот же текст, но в каком-то новом и малоузнаваемом виде:

…Гладью букеты по белому шелку
Рвет она молча привычной рукою,
Словно стирает послушной иголкой.

И ведь действительно голову сломаешь: откуда взялись какие-то рвет и стирает? Ах да, ведь они заменяли антонимами глаголы! А что же было в авторском варианте? Сразу и не вспомнить! Приходится напрягаться, прикидывать и высчитывать, что же там могло быть.

Подчеркну, что многие приёмы социо-игровой педагогики построены именно на том, чтобы возникала 1) вариативность во мнениях, суждениях, решениях и 2) сравниваемость полученных вариантов (для этого мы и даем разным командам одинаковые тексты, чтобы ученикам было что с чем сравнивать).

Я думаю, вы согласитесь, что в результате подобной (безусловно, странной) работы внимание учеников и к стихотворному слову, и к мыслям, излагаемым в стихотворениях, явно усиливается. Да и поэтическая интуиция тренируется, шлифуя поэтический вкус.

Вячеслав Букатов

Разбор ПОЛЁТОВЛитература Викторина «Счастливый случай» (8кл)

открыть текст следующей реплики-комментария

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика