Разбор ПОЛЁТОВ → Начальные классы→ «БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ» с лягушонком и считалочкой (математика в 1 кл.)
«БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ» с лягушонком и считалочкой (математика в 1 кл.): Письмо-отчет учительницы начальных классов и ответные реплики-комментарии научного руководителя, доктора педагогических наук В.М.Букатова
Реплика-комментарий 1.А: О СЧИТАЛОЧКАХ С ВЫБОРОМ и привычке обращать (или нет) внимание на смысл
Уважаемая О.Н., извините за задержку с ответными комментариями, но я думаю, что чтение даже опоздавшего письма с комментариями принесет какую-нибудь пользу. Итак, приступим.
Хорошо, что считалочку предложили сами ребята. Считалочка занятная. Но вот у меня возникло какое недоумение. Начну с лирического отступления.
СЧИТАЛОЧКА С ВЫБОРОМ. Помнится, что когда я учился в начальных классах, то меня удивляло, что некоторые из мох друзей начинали неверно рассчитываться с помощью считалочки «На золотом крыльце сидели…» Ведь в этой считалочке какой конец? «Кто ты будешь такой? Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей?». На кого выпадет последний слог, тот вовсе не должен выходить из круга, а по смыслу самой считалочки он должен назвать одного их упомянутых персонажей: царя или царевича, сапожника или портного. А потом считалочку нужно просчитать заново и остановить ровно на том месте, когда в считалочке появится названный персонаж.
Позже, уже в институте, когда я стал почитывать научные книжки про фольклор, то из них я узнал, что существует целая особая группа детских считалок, которые называются «с выбором». И как в детстве я удивлялся, что некоторые друзья используют считалочку с выбором как обычную (то есть вопреки ее смыслу), так и позже, работая преподавателем в институте, я нет-нет да и натыкался на таких студентов, которые на моих практических занятиях ту или иную считалочку «с выбором» использовали как обычную, не вдаваясь в тонкости. Ну и позже, когда я вел семинары с учителями и воспитателями детских садов, такие случаи тоже встречались.
В этом я вижу пример того, как некоторые из взрослых сами приучают детей не вдаваться в смысл слов. Не брать смысл в расчет. А это неверно. Ну а теперь перейдем к считалочке, которую вы приводите в своем письме-отчете (продолжение см. в 1 (б) <перейти>).
— Вячеслав БУКАТОВ
Разбор ПОЛЁТОВ → Начальные классы→ «БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ» с лягушонком и считалочкой (математика в 1 кл.)
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.