Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Реплика-комментарий 1: Как же детям запоминать слова?

Разбор ПОЛЁТОВОбразование ДОШКОЛЬНИКОВ Как зима с весной встречаются (старш.гр.)

Давайте-ка прислушаемся к подсказкам собственной интуиции // Реплики-комментарии доктора педагогических наук В.М.Букатова к письму-отчёту М.И., воспитательницы детского сада «Огонёк» // Реплика-комментарий 1:

Как же детям запоминать слова?

Неужто и впрямь «по-моему методу» ребёнку суждено оставаться «чистым листом»? Всё дело не в том — можно «заучивать» или нет, а в том — как, когда и зачем. Цитирую: «…Мы сегодня будем играть, веселиться, солнышко зазывать, потому что мы отмечаем праздник Сретенья». Но ведь получается, что вы на предыдущих занятиях не играли, не веселились, потому что ждали, когда же наступит Сретенье. И вместо игр в поте лица заучивали заклички и пословицы? Не так ведь, конечно.

Воспитателям давно пора осознать, что из любого заучивания можно сделать свой малый праздник, который не будет помехой для ПРАЗДНИКА основного, последующего, календарного. А как сделать «малый праздник» из заучивания материала, предусмотренного той или иной программой? Напомню ответ — с помощью одного или нескольких из «Трёх Китов» социо-игровых технологий:

I — движение,

II — вариативность,

III — работа малыми группками.

Приведу возможные варианты.

I «кит». Все дети, повторяя заучиваемый текст пословицы или заклички, шагают по камушкам (листочкам, разложенным на полу). Каждый слог — новый камушек (забыл — остановился). Кто дальше уйдёт?!

II «кит».  Каждый ребёнок произносит текст голосом то мышки, то медведя, то ёжика, то гномика, то великана, то волка, то зайчика… У кого какой голос лучше получается? (Понятно, что по ходу бесконечных добровольных  проб и вслушиваний в голосовые импровизации своих соседей заучиваемый текст в памяти каждого ребенка уложится довольно основательно.)

III «кит»+II «кит». Каждая группка одновременно и самостоятельно тренируется к конкурсу «дружных команд»: кто сможет тише всех (то есть шепотом, но дружно!), а кто — громче всех (но тоже дружно!) проскандировать одну и туже закличку (поговорку, стишок, куплет), ни разу не сбившись!? (То есть: один за всех и все за одного!)

III «кит»+II «кит»+I «кит». Малые группки детей (по 3-4 человека) одновременно и самостоятельно репетируют (каждый в своем уголке комнаты) «лесной хоровод»: сказочные зверюшки (кто именно — выбирают сами) водят дружный хоровод (каждый шаг — слог заклички). Через пять минут все группки собираются в центре комнаты. Начинаются взаимные показы. Зрители по характеру голосов и особенностям движений отгадывают «сказочное животное» каждой команды (текст заклички у всех, разумеется, один и тот же).

Приведенные варианты «не идеальны», и я уверен, что интуиция каждой из воспитательниц может подсказать вариации и получше. И если они в своей работе эти варианты осуществят, то потом в письме-отчете уж конечно не удержатся и об этом расскажут в первую очередь.

Поэтому когда я вижу, что воспитательница о том, как дети работали над запоминанием текстов, нужных для предстоящего праздника, упоминает вскользь, то невольно мои брови хмурятся: дескать, ну сколько же можно повторять. И по этой нахмуренности некоторые воспитатели делают неверный вывод, что, дескать «по его методу заучивать нельзя». А это не так. (Поэтому можете учиться на этой моей ошибке: если педагог позволяет себе проявления — пусть невольные! — своей слабонервной нетерпимости, то обучаемые им дети могут сделать какие-нибудь не совсем правильные выводы).

И ещё вот о чём. Эта моя реплика, уважаемая М.И.,  была о запоминании слов закличек и загадок потому, что вы сами эту тему затронули. А вот как дело обстояло с заучиванием и песенных диалогов, и танцевально-хороводных движений — в вашем рассказе полный молчёк! Значит и мне видимо про это лучше помолчать, дожидаясь, когда созреет ваш интерес к «социо-игровой режиссуре» подобной деятельности детишек на занятиях в детском саду.

Вячеслав Букатов

Разбор ПОЛЁТОВОбразование ДОШКОЛЬНИКОВ Как зима с весной встречаются (старш.гр.)

открыть следующий комментарий в новом окне

ооо

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика