Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

ГРУППОВАЯ РАБОТА: «Как я провёл каникулы»(5кл)

Разбор ПОЛЁТОВОбщие вопросы РЕЖИССУРЫ УРОКА ГРУППОВАЯ РАБОТА: «Как я провёл каникулы»(5кл)
Сам себе РЕЖИССЁРКлассный час

Рассказ Екатерины Лысенко
(преподавателя изобразительного искусства)
с рабочими комментариями
доктора педагогических наук В.М.Букатова

«Как я провёл каникулы»
или
Летние истории в клеймах

В позапрошлом учебном году сентябрь застиг меня врасплох: договор был, что свои уроки в пятом классе я начну с октября. А тут мне звонят и говорят: «Завтра на работу».

Я села срочно готовиться к первому уроку в этом году. Традиционная тема первого занятия – «Как я провел лето». Так сказать, по горячим следам. Дети обычно рисуют солнце, траву, домики, иногда человечков. Синее небо, зеленая трава, желтое солнце…

Но, честно говоря, все это так надоело и мне, и детям. А что если подойти к обычному неординарно? Пусть тема остается прежней, только мы будем не рисовать абстрактные траву, домики и людей, а писать письмо!

Обсуждаем в группах

Класс, объединившись в три группы (это легко и привычно, например, по считалочке), превратился в три разные народности. В каждой группе получилось по четыре человека – это и есть народы, и говорят они, конечно, каждый на своем родном языке. Что же делать, если нужно передать сообщение иностранцам (в данном случае рассказать, как я провел лето)? Используем язык символов – рисуем.

Но вначале каждый народ обсуждает в группе, что было летом, кто где и как отдыхал. А потом принимает совместное решение, о чём будет писать (рисовать). Например, про отдых на море, где этим летом была Полина (см. Комментарий 2).

«Читаем» икону

Прежде чем приступить к работе, я показала ребятам репродукции икон с клеймами. В частности, икону Дионисия «Митрополит Алексий». Объяснила, что клеймо – это и есть письмо или книга, которую можно читать. Каждое клеймо – это событие в жизни святого. Выбирались, конечно, самые значимые моменты жизни. Вот первое клеймо – возлежащая женщина в центре (мать митрополита Алексия). У её ног женщина держит младенца у купели (омовение младенца) – это глава о рождении митрополита.

Рассматриваем клейма-главы этой иконы: вот Алексий посвящен родителями Богу, приведен в монастырь, вот рукоположен в священники. Не читая жития святых, мы, конечно, не можем точно описать каждую главку (клеймо), не знаем, как зовут персонажей. Но можем «прочитать», что он путешествовал, строил храм, разговаривал с ангелом, а после смерти своей исцелял страждущих, которые приходили поклониться его мощам.

Ребята с интересом «читают» эту икону, они постигают суть изображения, ее особый графический язык. Узнают в разных клеймах одинаковых персонажей – например, по одежде, головным уборам, конфигурации бороды.

Итак, задание ясно: каждое клеймо – определенная глава вашей истории. Даю ребятам наводящие вопросы: на каком транспорте ехали? кто встречал или что встречалось? чем там занимались: во что играли, купались ли, катались ли на велосипеде, ловили ли рыбу или что-то делали другое? как (на чем? с кем?) возвращались домой?

«Пишем» письма

Работать в группах оказалось довольно сложно. Во-первых, как технически вчетвером рисовать на одном альбомном листе? Во-вторых, кому – писать (рисовать), а кому – диктовать?

Надо сказать, что коллективные письма не получались (см. Комментарий 1). Работал (писал) один человек, а другие занимались посторонними делами.

И тогда я разрешила (в другой подгруппе) каждому написать свое письмо.

Личные письма получились очень образными.

Подписываться надо было тоже картинками. Ребята вместо подписи рисовали себя.

Вот Любино письмо. Адресаты сразу догадались, что письмо от Любы (очень уж похоже она себя нарисовала). Легко «прочитали», что она ехала на автобусе и что на остановке пришлось его долго ждать – изображена толпа народу; что она летом была на базе отдыха, собирала грибы.

А вот Олино письмо. В центре – девушка в купальнике на фоне моря, а по бокам – клейма-главки. В одной повествуется, как Оля ныряла под водой. Когда это письмо «читалось», «чтец» Максим сказал: «А тут Оля утонула».

.Расшифровываем

Когда письма расшифровывались, в некоторых были обнаружены ошибки. Например, автомобиль, домик и девочка – одного роста. Нарушен масштаб. Правда, автор Антон нашелся сразу и оправдался тем, что это не домик, а маленький сарай и что это не девочка, а бабушка Антона, которая будто бы гигантского роста.

В общем, письма получились не только образными, но еще и с юмором (см. Комментарий 3).

На дом я задала «написать» еще по одному письму о своём лете…

Екатерина Лысенко


Когда и что ждать от работы
«малыми группами»

или
Насколько универсален универсальный прием?

Рабочие комментарии Вячеслава Букатова к рассказу преподавателя изобразительного искусства о начале учебного года в пятом классе

Большое спасибо Екатерине Лысенко за столь замечательную придумку, осуществление и изложение. В свою очередь, позволю себе прокомментировать этот рассказ – в надежде на то, что какие-то социо-игровые моменты авось да кому-нибудь и пригодятся (а там глядишь, и необязательно на рисовании).

Работа малыми группами – универсальный методический прием. В окружающем нас быту есть немало предметов, тоже по-своему достаточно универсальных. Например, обычный столовый нож. Им и картошку можно почистить, и карандаш заточить, и хлеба нарезать, но орудовать им каждый раз мы будем по-разному. И каким бы нож ни был универсальным, определенные вещи им все-таки лучше не делать: например, есть с ножа или открывать консервы. А если уж и делать (в экстремальных случаях), то принимая соответствующие меры предосторожности.

Похоже дело обстоит и с работой малыми группами. Использование этого универсального педагогического приема во многом зависит от специфики предлагаемых обстоятельств урока. Поэтому для учеников одного и того же класса работа по группам на географии и русском языке будет выглядеть по-разному (и потому не станет надоедливой – а это ой как существенно!).

Также по-разному этот прием будет выглядеть на различных этапах одного и того же урока: при проверке домашнего задания, объяснении нового материала или его закреплении. Рисование малыми группками – для общеобразовательной школы пока еще экзотика. А вот во многих детских садах (особенно знакомых с замечательной системой Евгения Евгеньевича Шулешко) этот прием используется часто и успешно. В коллективной монографии «Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя» (М., 1998) достаточно подробно описан один из социо-игровых вариантов группового рисования (см. гл.5,§1 или на сайте ОТКРЫТЫЙ УРОК//openlesson.ru материал: Режиссура попарного рисования).

.

Перечень комментариев

Комментарий 1
О смещении акцента

Комментарий 2
О формулировке заданий

Комментарий 3
О режиссуре ученической самостоятельности

.

Вячеслав Букатов .

Разбор ПОЛЁТОВОбщие вопросы РЕЖИССУРЫ УРОКА ГРУППОВАЯ РАБОТА: «Как я провёл каникулы»(5кл)

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика