Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Комм.1: О специфике малых групп

Разбор ПОЛЁТОВОбщие вопросы РЕЖИССУРЫ УРОКА По ту и эту сторону ГРУППОВОЙ работы

Комментарии доктора педагогических наук В.М. Букатова к рассказам учеников о групповой работе на школьных уроках

Комм.1: О специфике малых групп

Для социо/игровой РЕЖИССУРЫ УРОКА работа в «малых группах» (ученических командах, рабочих бригадах) является моментом принципиальным. Состав их как правило должен быть случайным (поэтому приветствуются различные игровые жеребьёвки) и сменным (от урока к уроку, а иногда даже и по ходу одного урока). Минимальное количество учеников в «малой группе» – трое. Но учителя очень часто всякую совместную работу учеников, сидящих попарно за своими учебными столами, тоже называют групповой работой.

Подчеркнём, что на уроке работа учеников «в парах» не является групповой работой. При этом, в парах ученикам действительно комфортнее, чем в одиночку. Потому что по ходу урока можно что-то и обсудить, и припомнить, и испытать на прочность тот или иной вариант своего понимания. Но двое могут запросто переругаться, и дальнейшее обсуждение учебного материала зайдет в тупик.

Другое дело, когда рядом третий. Если двое что-то не поделили, то у третьего появляется возможность увидеть, на чьей стороне правда, и повлиять на мнения спорщиков. Ну а тот, кто все же не согласен, может остаться при своем мнении, невольно выполняя в групповой работе важную функцию «критика». И досадных тупиков не возникнет.

Вот почему двое — это не та малая группа, в которой естественным образом складываются ученические обсуждения, понимания, открытия. В малой группе (микрогруппе) может быть от 3 до 8 учеников. Разнообразие вариантов индивидуального понимания (или непонимания) при групповом обсуждении задания дает ученикам возможность быстрее заинтересоваться материалом и легче выйти на свое личное понимание.

Однако оптимальный вариант — шесть человек. Если обсуждение в малой группе «зашкалило», то у каждого из шестерых есть возможность найти единомышленников и временно объединиться либо в пару, либо в тройку. Подчеркнем, что эти пары и тройки — временные, ситуационные и добровольные. Они работу всей малой группы не разрушают, а выстраивают.

И, пожалуйста, не объявляйте заранее, в какой форме собираетесь проводить работу. Сразу берите быка за рога: «Все встали!.. Вышли к доске… Построились по алфавиту отчеств… Рассчитались на первый, второй, третий, четвертый… Все первые собрались в правом углу, вторые — в левом, третьи — у двери, четвертые — остаются у доски… Обсудите, где разместится ваша команда (сдвиньте столы так, чтобы вашей группке удобно было работать, то есть оборудуйте «рабочее гнездо»). Достаньте ручки-тетради и приготовьтесь к работе… От каждой команды — по посыльному ко мне за заданием!»

Хорошо, когда малая временная группка сама выбирает себе название. Это способствует деловому сплочению, входящих в неё детей. Педагогически полезно, когда названия своих команд сами дети выносят на школьную доску. Этот приём поможет учителю организовать деловое взаимное общение между командами во время урока и наладить темпо/ритм общей работы в классе.

.

Разбор ПОЛЁТОВОбщие вопросы РЕЖИССУРЫ УРОКА По ту и эту сторону ГРУППОВОЙ работы

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика