Разбор ПОЛЁТОВ → Рассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистике → Кажется нашёлся ключик к решению (химия, 10 кл.)
____________________________________________________
О методических иллюзиях и реальности «зоны ближайшего развития»/Из ответных реплик-комментариев Вячеслава Букатова к письму-рассказу Антона Р. о своей первой пробе в социо-игровой «режиссуре урока»
.
(2) О лукавстве учительских противопоставлений
___Не секрет, что в современной системе обучения игровые приёмы используются довольно редко. Хотя рассуждения о их необходимости и (или) пользе на школьных уроках можно найти почти в любых методиках, программах, рекомендациях.
___С этими рассуждениями никто не спорит. Но как их воплотить на практике мало кто понимает. Вот и процветает среди учителей и преподавателей такой способ самозащиты: «ни за что ни про что» игровую деятельность то принижать, то пинать, то выставлять всем на посмешище.
___И всё к той же самозащите следует отнести тот негативизм противопоставления, которое кроется в утверждении, что школьникам игры нравятся намного больше, чем само обучение. Чтобы разоблачить задрапированное лукавство придирчиво присмотримся к трём словам этого утверждения: игры, нравятся, обучение.
___Начнём со слова «нравится». Слово как слово, обычное и для речи бытовой, и для профессионально-педагогической. Но в утверждении, выделенном полужирным курсивом, за этим словом следует добавление «намного больше», которое сообщает смыслу обычного слова профессиональное лукавство.
___Представим ситуацию: когда ученик увлечен решением задачи (такое часто случается, когда работа на уроке ведётся в микрогруппах, — но не только). И именно в это время ему предлагают «поиграть». А так как по утверждению многих учителей играть детям нравится намного больше, чем учиться, то неужели нам следует ожидать, что ученик задвинет решение задачки и тут же увлечённо начнёт предаваться игровой деятельности? Конечно же, нет.
___Одно дело, когда ученики, изнывая на уроке от безделья и тоски, не упускают любой возможности хоть как-то развлечься. И другое, когда они увлечены учебным заданием. То в это время им никакая игра даром не нужна.
___Поведение учеников в первой ситуации логично. А вот поведение многих учителей в той же самой ситуации — нет. Они вместо того, чтобы начать латать прорехи своей квалификации (то есть исправлять профессиональные просчёты в организации учебной деятельности детей), начинают в адрес игры отпускать уничижительные замечания.
___Если обучение школьников будет организовано так, что ни ученической скуке, ни их безделью на занятии места не останется, то оно детям придётся явно «по вкусу». И не важно будет, насколько процесс игры им нравится больше.
___ Нравиться может и одно и другое. Ведь одно другому может и не мешать. Потому что всему своё время.
Вячеслав Букатов
п е р е й т и к т е к с т у п и с ь м а и п е р е ч н ю р е п л и к – к о м м е н т а р и е в
п е р е й т и к с л е д у ю щ е й р е п л и к е-к о м м е н т а р и ю
.
.
.
.
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.