Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

В.Б.: (2) О лукавстве учительских противопоставлений

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистике Кажется нашёлся ключик к решению (химия, 10 кл.)

____________________________________________________

О методических иллюзиях и реальности «зоны ближайшего развития»/Из ответных реплик-комментариев Вячеслава Букатова к письму-рассказу Антона Р. о своей первой пробе в социо-игровой  «режиссуре урока»

.

(2) О лукавстве учительских противопоставлений

___Не секрет, что в современной системе обучения игровые приёмы используются довольно редко. Хотя рассуждения о их необходимости и (или) пользе на школьных уроках можно найти почти в любых методиках, программах, рекомендациях.

___С этими рассуждениями никто не спорит. Но как их воплотить на практике мало кто понимает. Вот и процветает среди учителей и преподавателей такой способ самозащиты: «ни за что ни про что» игровую деятельность то принижать, то пинать, то выставлять всем на посмешище.

___И всё к той же самозащите следует отнести тот негативизм противопоставления, которое кроется в утверждении, что школьникам игры нравятся намного больше, чем само обучение. Чтобы разоблачить задрапированное лукавство придирчиво присмотримся к трём словам этого утверждения: игры, нравятся, обучение.

___Начнём со слова «нравится». Слово как слово, обычное и для речи бытовой, и для профессионально-педагогической. Но в утверждении, выделенном полужирным курсивом, за этим словом следует добавление «намного больше», которое сообщает смыслу обычного слова профессиональное лукавство.

___Представим ситуацию: когда ученик увлечен решением задачи (такое часто случается, когда работа на уроке ведётся в микрогруппах, — но не только). И именно в это время ему предлагают «поиграть». А так как по утверждению многих учителей играть детям нравится намного больше, чем учиться, то неужели нам следует ожидать, что ученик задвинет решение задачки и тут же увлечённо начнёт предаваться игровой деятельности? Конечно же, нет.

___Одно дело, когда ученики, изнывая на уроке от безделья и тоски, не упускают любой возможности хоть как-то развлечься. И другое, когда они увлечены учебным заданием. То в это время им никакая игра даром не нужна.

___Поведение учеников в первой ситуации логично. А вот поведение многих учителей в той же самой ситуации — нет.  Они вместо того, чтобы начать латать прорехи своей квалификации (то есть исправлять профессиональные просчёты в организации учебной деятельности детей), начинают в адрес игры отпускать уничижительные замечания.

___Если обучение школьников будет организовано так, что ни ученической скуке, ни их безделью на занятии места не останется, то оно детям придётся явно «по вкусу». И не важно будет, насколько процесс игры им нравится больше.

___ Нравиться может и одно и другое. Ведь одно другому может и не мешать. Потому что всему своё время.

Вячеслав Букатов

п е р е й т и   к   т е к с т у   п и с ь м а   и   п е р е ч н ю   р е п л и к – к о м м е н т а р и е в

п е р е й т и   к  с л е д у ю щ е й   р е п л и к е-к о м м е н т а р и ю

.

.


Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистике Кажется нашёлся ключик к решению (химия, 10 кл.)

.

.


оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика