Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Комм.7: Драмогерменевтическое обретение себя через восприятие жизни других

Разбор ПОЛЁТОВРусский язык О «повторении орфограмм» и «домашнем задании» в 6-ом и о соченении «Если бы я был учителем» в 10-ом

О «повторении орфограмм» и «домашнем задании» в 6-ом и о соченении «Если бы я был учителем» в 10-ом / Письмо-отчет учительницы русского языка и литературы с ответными репликами-комментариями научного руководителя, доктора педагогических наук В.М. Букатова

Комм.7: Драмогерменевтическое обретение себя через восприятие жизни других

Когда я читал про сочинение в 8 классе, то понял, что у вас что-то в режиссуре не получилось, произошел какой-то «провальчик». Ведь если на первый вопрос каждый в классе по полстраничке пишет, а на второй вопрос всем и сказать нечего (или  одно-два коротеньких предложения), то это явно значит, что вы режиссуру задания не очень продумали. Что же тут вам посоветовать?

Во-первых, вопрос «Почему я хотел (захотел?) стать учителем?» для восьмиклассников не корректен. А если данный ученик не хочет стать учителем и никогда не хотел (ведь по первому пункту задания он именно об этом и писал)? Так что тут надо бы действовать как-то по-другому, например, «в обход».

Что я имею в виду? Напомню, что есть у меня такая драмогерменевтическая бабочка. На левом ее крыле отдельно вынесены ученические побуждения: двигаться, смотреть, говорить. На правом — ученические действия, связанные с восприятием их личных целеполаганий: двигать, видеть, слышать себя. А между крыльями «тельце бабочки», то есть графа с действиями двигать, видеть, слышать, но не себя, а других. И вот оказывается, чтобы ученические двигательные побуждения возвысить до восприятия учениками самих себя, учителю нужно каким-то специальным образом так организовать ситуацию, чтобы их двигательная активность привела бы их к желанию видеть, слышать и понимать других.

Через восприятие жизни других — их движений, решений, мнений ученик может обрести себя и в конце концов разобраться, а что же он сам думает, хочет, знает, планирует.

Имя уважаемого (любимого) учителя-предметника

Если на нашу ситуацию посмотреть сквозь призму «драмогерменевтической бабочки», то могут появиться какие-то варианты «режиссуры урока».

Например. Сначала каждый восьмиклассник на листочке пишет имя наиболее им уважаемого (любимого) учителя-предметника в своей школе — кто Мариванну, кто Ванваныча, к которому на любой перемене в коридоре можно подойти. А затем все ученики меняются друг с другом листочками. И напарник, которому достался листочек, сочиняет от лица указанного учителя ответ на вопрос: «Почему я, Иван Иваныч, захотел стать учителем».

Учитель реальный, «заказчик» (то есть ученик, который на листочке имя уважаемого учителя указал) тоже реальный — тут же в классе сидит. И когда «исполнитель» изложит какую-то свою версию, почему же это Иван Иваныч стал учителем, то «заказчик» с готовностью выступит экспертом — похоже на правду или нет? Похоже это на то, как мой уважаемый Иван Иваныч мог бы на этот вопрос ответить или нет?

Вот у них и будет что между собой обсудить. Мало того, появится повод на перемене подойти к Ивану Ивановичу и спросить, кто же из них больше прав и как на самом деле.

Надеюсь, что вы согласитесь, что и русский язык, и умение писать сочинение от этого только выиграют.

Если только прием не покажется вам слишком хлопотным

Или такой вариант. Вот вы пишете, что потом ученики задали гипотетическому учителю по вопросу. И в своем письме привели несколько примеров, упомянув, что собираетесь использовать их для школьной газеты. В свою очередь, я могу предложить следующую режиссуру, если только она не покажется вам слишком хлопотной.

Из всех вопросов вы выбираете пять-шесть (самых-самых и в плюсе и в минусе). И компонуете из них единый список, который получает каждая команда. Им нужно определить, кто из одноклассников был автором того или иного вопроса. Все команды на свой страх и риск расписывают авторство тому или иному ученику. Если авторы каких-то из вопросов окажутся в составе команды, то проблем с угадыванием не будет, зато в других случаях придется призадуматься, так что, когда командные версии будут готовы, всем захочется выяснить, кто же и кого угадал.

Как вы понимаете, угадать можно только в том случае, если есть представление, кто есть кто и кто в классе чем живет. Вопросы ведь в списке будут разные. Одни полояльнее, другие пожестче. Вот ученики и начнут прикидывать, а кто из них к учителям относится более жестко, кто более толерантен. С точки зрения психологов, такая процедура не только для развития личности, но и для формирования атмосферы комфортной общности очень полезна. Так что подумайте, может быть, что-то из того методического винегрета, который я тут вам настрогал, придется по вкусу. А там, глядишь, вы и порадуете что учеников, что меня своими новыми методическими ходами — профессиональными вехами своего учительского усовершенствования.

С уважением, Вячеслав Букатов

Разбор ПОЛЁТОВРусский язык О «повторении орфограмм» и «домашнем задании» в 6-ом и о соченении «Если бы я был учителем» в 10-ом

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика