[2] Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Таблица-БАБОЧКА социо-игровой «режиссуры урока» и ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКА
_____________________________________________________________________
«Драмогерменевтическая бабочка» на уроке обществознания (8кл.)
Учитель истории Трухина Наталья Васильевна (Московская обл., Серпуховский район, пос. Оболенск, МОУ «Оболенская СОШ»). Урок обществознания в 8 б классе (24 ученика). Тема урока «Человек в мире экономических отношений»
___Я расскажу о своих «поисках» в преподавании темы: «Человек в мире экономических отношений» (по аббревиатуре — «ЧВМЭО»). Тема несложная, но ученикам надо понять и запомнить 10 определений приведенных в параграфе, которые используются в дальнейшем изучении предмета.
___Класс большой, 24 человека, а определений много и они для детей довольно скучные: экономика, капитал, информация, деньги, рынок, конкуренция, спрос, предложение, цена, предприниматель. Решила на практике применить то, чему научилась, вникая в таблицу «Драмогерменевтическая бабочка».
___После приветствия детей, предложила им, на спор, сесть со своими стульями в круг за 15 секунд. Но сесть так тихо, что бы я, выйдя за дверь класса, их совсем не услышала(!). Вышла. Постояла. Тишина! Вхожу — сидят в кругу(!). И все уж такие счастливые — учительницу обыграли!
___Для объединения в восьмёрки я выбрала приём «Японская машинка». Объясняя приём, предложила рассчитаться по порядку номеров, а затем рассчитались этим приемом от одного до трёх и объединились в группы.
___Самый «высокий» начиная с самого «маленького» по считалочке выбирает «ходока». И далее начинаем изучать новый материал: начальный этап «герменевтической процедуры» — блуждание по страницам учебника. «Ходоки» получают Задание 1: сосчитать и написать на доске число абзацев в тексте параграфа.
___Задание 2 — сколько черточек там же (пока все результаты сходятся с первого раза).
___Задание 3 — сколько в тексте параграфа слов с большой буквы? С первого раза не получилось. Тогда все команды отправили посыльных в соседние группы (по одному) проверять счёт, а пятый по списку и «ходок» остались «дома».
___Задание 4 (выполняется новыми составами рабочих групп) — найти самое длинное слово.
___Потом ученики, у кого была самая длинная форма его полного имени, перешли в другую команду по часовой стрелке.
___ Задание 5 (на скорость) — какое слово чаще всего встречается в тексте?
___ Задание 4 и 5 получали новые «ходоки» — самый высокий (4) и самый длинноволосый (5).
___ Следующий этап «герменевтической процедуры» — обживание текста. «Ходоки» получают задание: за 1 минуту найти в классной комнате и в тексте учебника «похожести», то есть то, что имеет одно и тоже: или название, или значение.
___ С помощью «волшебной палочки» каждая команда назвала найденные «похожести». Их нашлось порядочно: и труд, и информация, и золото, и деньги, и серебро, и предложение, и конкуренция…
___А теперь мнемонический пируэт «герменевтической процедуры». Все закрыли учебники, и стоя, записали по памяти слова, связанные с экономикой и выделенные в тексте особым шрифтом. Писали на листочке, общими усилиями, кто что запомнил.
___Ровно через минуту все команды по часовой стрелке перешли в другую команду, дописали другой команде слова свои (или запомнили слова, найденными ими). Через десять секунд опять перешли в другую команду и через десять секунд, вернувшись на своё место, дополнили свой список слов.
___Теперь самое сложное задание (на личное понимание!) — объяснить каждое из написанных на листочке слово. То есть всем в команде разобраться, что оно означает и составить к каждому слову текст со своим определением. В случае затруднения можно было послать к соседям разведчика, а если и те не знают — написать слово на доске. (Но на доске слов не появилось. Все справились и сами.)
___Проверку командных объяснений начали с той восьмёрки, которая первой смогла дружно хлопнуть в ладоши. Но свои объяснения прочитать успела только она — прозвенел звонок.
___Не успевшим было обидно. Но всё равно урок всем понравился. А объяснения свои они продолжали показывать весь оставшийся день.
___Конечно, конец урока не получился таким, как было задумано. Следующий раз я это учту, и зачитывание объяснений-понятий буду делать по одному от каждой команды. И на каком бы месте этой очереди не зазвенел бы звонок, все команды успеют другим прочитать хотя бы часть из того, что они так старательно приготовили.
___С уважением
Трухина Н.В.
.
о
Уважаемая Наталья Васильевна! Я уже более 33 лет преподаю историю и не скажу, что часто, но использую некоторые из похожих приёмов. Не знала, что они так называются.
Ваш урок мне очень понравился. Возьму на заметку. Казакова Т.Н.
Уважаемая Наталья Васильевна!
Спасибо за урок. Много слышала о драмогерменевтике, но не приходилось знакомиться с “живым” конспектом урока. Обязательно возьму на заметку.
Имбер Ж.Б.