Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Песнь материнству

Сам себе РЕЖИССЁРМузыкаyчительская ПОДСОБКА

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новоникольская средняя общеобразовательная школа

 

Тема урока: «ПЕСНЬ МАТЕРИНСТВУ»

Учитель музыки — Кутузова Н.Л.

Декабрь 2008 года

.

ЦЕЛЬ:

Показать на примерах музыкального, изобразительного искусства и поэзии образ материнства с использованием игровых технологий.

ЗАДАЧИ:

1.Научить анализировать произведения, оценивать их художественные особенности.

2.Воспитание художественно-эстетического вкуса, любви к самому близкому человеку, как мама.

3. Использование игровых технологий для активизации деятельности детей на уроке.

4. Развить исполнительские способности обучающихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • 1. Магнитофон.
  • 2. Мультимедийная установка.
  • 3. Инструмент.
  • 4. Раздаточный материал.

.

Встали, поздоровались «Звонкий звонок, опять на урок.

Здравствуйте ребята».

-Как вы себя чувствуете? Тогда начнём наш урок.

.

Как странно, у нас на доске нет темы урока, она где-то спряталась.

Удастся ли нам её найти?

.

1.Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы.

Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона (характерная фронтальность, строгая симметрия, сияющий нимб, суровый взор увеличенных глаз, условность одежды, состояние покоя, декоративность. Золото и пурпур выражали идею царственности, синий -божественности, белый — символизирует нравственную чистоту и невинность.)

На экране одна за другой появляются Владимирская икона Богоматери, Богоматерь с младенцем В.Васнецова и «Сикстинская мадонна» Рафаэля.

Игровой момент. Раздаю на подносе листочки, на одних нарисован скрипичный ключ, на других нота «соль», а на третьих — клавиатура.

Образуем группы по форме музыкального произведения КОНЦЕРТ: Первая команда — это солирующий инструмент фортепиано, вторая команда — симфонический оркестр, где главную мелодию ведут скрипки в скрипичном ключе и третья команда — эта нота «соль», которая определяет тональность произведения. Строим гнёздышки.

Выбираем посыльных, которые получат задания в конвертах с напечатанным текстом стихов Данте Алигьери,  А. Пушкина,  М. Волошина.

Всмотритесь в произведения изобразительного искусства.

— Как вы считаете, с каким произведением созвучно ваше стихотворение и почему? Комментатор говорит.

На экране появляются картины с текстами поэтов и подробно разбирается созвучность этих произведений.

Особенно близка сердцу русского человека икона Владимирской Богоматери — небесной заступницы Москвы. Эта икона — величайшая святыня Руси.

Недаром Россию называют домом Богородицы. (Была привезена на Русь из Константинополя в 1155 году. Её по старинному обычаю везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира кони встали, и никакая сила не смогла сдвинуть её с места даже тогда, когда заменили коней. Тогда и решили, что икона останется на этой земле.) Во Владимире построили огромный Успенский собор и поместили в нём эту удивительную икону — одну из самых почитаемых православных святынь. Затем она находилась в Успенском соборе в Москве, а сейчас — в Третьяковской галереи.

Какое выражение лица Богородицы? Грустное, в нём скрыта печаль. Она предвидит трагическую судьбу сына. Её тонкие уста плотно сомкнуты, в уголках рта скрыта  тревога и горечь.  Малыш прижался личиком к матери, обнял её за шею. Взгляд его устремлён к Марии, словно он ищет защиты и покровительства. Духовное единство двух близких людей мастерски передано художником.

Свои впечатления от этой иконы поэт М.А. Волошин выразил в стихотворении «Владимирская Богоматерь»:

Не на троне — на Её руке,
Левой ручкой обнимая шею, –
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует…
Нет в мирах слепительнее чуда
Откровенья вечной красоты.
М. А. Волошин.

Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный спаситель —
Она с величием, Он с разумом в очах –
Взирали кроткие, во славе и в лучах…
А. С. Пушкин.

3. Одним из величайших творений художников является работа Рафаэля «Сикстинская мадонна»

Она идёт, хвале внимая,
Благим покрытая смиреньем
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя…
Данте

Можем ли мы сказать, что это статичная картина? Нет. Здесь изображён красивый, нежный женский образ. Рафаэля считают певцом женской красоты. Сам он говорил: «Чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц. Я стремлюсь подчеркнуть их совершенство». Благородные овалы лиц, длинные прямые волосы, спокойные и добрые глаза, чуть проникнутые улыбкой губы — таковы его женские образы. Им написано более 20 Мадонн, но особое место занимает эта как символ жертвенной любви во имя спасения человека. Мария медленно сходит на землю. Она только что сделала шаг навстречу людям, но главное её движение впереди.

Слева правитель Сикст IV, слева — святая Варвара. Два ангела смотрят вверх к центральному образу.

Микрообобщение: на иконе и на картинах художника Рафаэля и В. Васнецова изображена женщина с младенцем, без короны, без богатой одежды, а весь мир называет Её Царицей небесной.

Почему? Это символ страдающей матери.

4. Вспомните картины Рафаэля, Васнецова и Владимирскую икону. Они звучащие или безмолвны? Звучащие.

Какой должна быть музыка, чтобы выразить чувства художников? Возвышенной, красивой.

Может быть такой?

Работа с нотным текстом.

«Богородице Дево, радуйся» С.Рахманинова.

  • 1. Сольфеджирование.
  • 2. Сольмизация.
  • 3. Вокализация.
  • 4. Прослушивание.

5. Богородице посвящали свои творения многие композиторы как Каччини, И. С. Бах, Ф. Шуберт

Слушаем музыку Каччини.

-Понравилась музыка?

-Кто её исполнял? Труба, хор, орган.

-Как звучала труба? Мелодично.

— А как звучал голос? Высоко. Возвышенно.

Слушаем музыку И. С. Баха.

— Что нового мы услышали в этой музыке?

Орган сразу зазвучал.

Одна и та же мелодия звучала в разных голосах — это приём письма полифония, что очень характерно творчеству Баха, о котором говорили:

«Не ручей, а море имя ему».

Послушайте музыку Шуберта «Аве Мария» (Радуйся Мария)

-Что вы можете сказать о музыке? Нежная, ласковая.

6. Вывод: Какая музыка посвящена Богородице?

Какими именами существительными вы бы охарактеризовали её?

Игровой момент. Передаём по рядам колокольчик и каждый ученик произносим имя существительное: радость, красота, нежность, тишина, величие…

Игровой момент. Дети собирают по классу части открыток в одну и таким образом делятся на команды.

По считалочке команды выбирают посыльного и получают конверты с биографией композиторов С. Рахманинова, И. С. Баха, и Ф. Шуберта. Команды должны выбрать 5 наиболее важных моментов из жизни композитора и зачитать.

Д/ З: Найти материал о Рахманинове, Бахе и Шуберте.

7. Стихотворение Баукова «Аве Мария» читаем на фоне музыки Шуберта.

— Кого увидел в Мадонне Бауков?

Полю, Настю из крестьянской простой семьи, медсестру в санбате…

8. Самые красивые, дорогие слова как

ЗЕМЛЯ, РОДИНА, ПРИРОДА, КРАСОТА, ЛЮБОВЬ все они женского рода. Каждое из этих слов можно соединить словами: МАТУШКА, МАТЬ, МАТЕРИНСКАЯ. Ведь всё самое дорогое, родное, святое связано с мамой.

На картинах  Петрова-Водкина и Ренуара «Мадам Шарпантье с детьми»  мы видим земных женщин, но как они нам напоминают МАДОННУ, ДЕВУ МАРИЮ.

Игровой момент. Нужно выйти к доске и построиться в алфавитном порядке по именам своих мам. Каждый называет имя мамы и говорит какая она.

Называем имя прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя вашей мамы.

Анна — Аккуратная, активная…

Б — Бережливая …

В — Величавая, весёлая, верная…

Г — Грамотная, грациозная…

Д — Душевная, добрая, добросовестная…

Е — Единственная,

Ж — Жизнерадостная, желанная, жалостливая…

З — Заветная, Задушевная…

И — Интересная, известная…

К — Красивая, кроткая…

Л -Любимая, ласковая…

М — Милая, мудрая, мировая…

Н — Нежная, надёжная…

О — Обаятельная, общительная, оригинальная…

П — Прекрасная, премудрая, приветливая…

Р — радостная, робкая, родная…

С — Славная, сильная, смелая, счастливая, солнечная…

Т — Талантливая, терпеливая, требовательная, творческая, толковая…

У — Уважаемая, уверенная, удачливая, умная…

Ф –  Фантастическая, фиерическая…

Х — Храбрая, хрупкая…

Э — Элегантная, эффектная…

Ю — Юная, юморная, юркая…

Я — Яркая, ясная…

А кому бы могли принадлежать эти слова «Тихая моя, добрая моя, нежная моя…»? Маме.

9. Исполнение песни Гаврилина «Мама».

Текст на экране. Исполнение.

10. Если останется время, то раздаются листочки с песней «Мама». Поём под фонограмму.

Сегодня на уроке у нас были репродукции картин художников, произведения композиторов, прозвучали стихи.

— Кому они были посвящены? Маме.

— Как же мы назовём наш урок?

11. А можно его назвать так «Песнь материнству»? Да.

 

Д\З. О композиторах прочитать и спеть маме песню на День матери.

Сам себе РЕЖИССЁРМузыкаyчительская ПОДСОБКА

2 комментария Песнь материнству

  • Олеся

    Спасибо. Неплохой конспект. Я тоже давала конкурсный урок. И в конце мы вырезанных из белой бумаги ангелочков, прошептав им каждый свою просьбу, “отправляли” к иконе (большой репродукции на стенде).
    Вокруг репродукции с помощью скотча и ниточки каждый ученик в нужном ему месте пристраивал своего ангелочка. Всем очень понравилось

  • Елена

    Очень интересный урок, необычный. Попробую взять на открытый урок

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика