Сам себе РЕЖИССЁР → Школьный МУЗЕЙ и краеведческий КРУЖОК
_____________________________________________________________________
Центр Образования № 1450 (Москва)
Балыкина Светлана Аркадьевна
Дыхание истории ОЩУТИТЬ
___Больше узнать об Отечественной войне 41-45 года, «пропустить через себя» те дни и почувствовать дыхание истории, помог детям не совсем обычный документ.
___Дело в том, что нашей школе семьдесят лет. В 2009 году школа была объединена с Центром Образования № 1450. Поэтому её бывший № 666 был заменён на новый, уже четырёхзначный. И сейчас вся документация, канцелярские дела и бумаги подготавливаются для передачи в архив. В том числе и первая книга приказов, записи в которой охватывают время с 1940 по 1946 год.
___А что, если взять книгу приказов по школе и на фактическом материале дать детям пульс истории почувствовать? Дыхание военных лет ощутить?
___Так я и решила сделать, пока книга хранится у нас.
Ветхие страницы
___Картонная желтая обложка. Мы с детьми бережно листаем ветхие страницы. Записи велись где перьевой ручкой, где карандашом (в основном химическим, но порой — и простым).
___Возвращаемся к обложке. Краешки замусолены: сколько же раз ее открывали? и зачем?
___Вчитываемся в заголовок:
Книга приказов и распоряжений
директора школы № 666
начата 1940 год
___Читаем первую страничку. Там первые шаги административной деятельности в нашей школе. И до войны чуть меньше года…
___Приказ № 1 от 15 августа 1940 года «На основании указа Президиума Верховного совета С.С.С.Р. от 26 \VI-1940 г. и согласно приказу по Москворецкому районному отделу народного образования № 149 от 13\VII c\г объявляю…» и далее перечисляется время явки на работу, ухода с работы, назначаются ответственные за ведение журнала явок на работу.
___Так наша школа начала свое существование.
.
А завтра была война
___Дети вчитываются всё внимательнее. Постигая историю страны через историю своей школы.
___Идёт 40 год, войны еще нет. Обычная мирная жизнь: назначения, увольнения, отпуска…
___И вот попадается берущая за душу мирная запись: Приказ № 46 от 21\VI-41 «О назначении временно исполняющей обязанности секретаря тов. … с 21\VI-41…»
___А завтра была война.
.
Уникальный экспонат
___В детских руках очередной уникальный экспонат. Подлинное свидетельство об окончании семи классов Цупко Марии Кирилловны. Выписанное 10 июня 1941 года…
___Школа работает, издаются приказы, распоряжения. Но чаще появляются записи: освободить от работы в связи с выездом из Москвы, выездом в командировку. Причина ясна: декабрь 1941, январь 1942 — немцы под Москвой.
___По книге идет обычная жизнь, обычная работа. Правда, появляются «особые приметы»:
___– вместо «ночного сторожа» — сторож-пожарник,
___– приказы об отправке на трудовой фронт,
___– о назначении уполномоченного на получение и выдачу продуктовых карточек,
___– появление коменданта газоубежища.
.
Разноплановость жизни
___Строгое военное время: приказ № 119 от 10\IX-42: за опоздание на 5 минут на работу объявить выговор.
___А вот уже и 1943 год. Приказ № 8 от 4 марта о создании группы самозащиты, химического и санитарного звена, командира пожарной команды.
___И здесь же приказ № 9 от 6 марта 1943 года о благодарности учителям за отличные показатели по успеваемости и техничкам за честную работу.
___Как разнопланова жизнь.
.
С буквой Ё и в три смены
___И особо о приказе № 11 по школе № 666 от 8 марта 1943 года о введении в письмо буквы «Ё» по приказу Наркомпроса № 1825 от 24 декабря 1942 года.
___Дети удивились: война, а тут приказ о букве «Ё».
___1944 год, школа работает, идут назначения, увольнения, выговоры, поощрения. Поразило детей количество учащихся в классах на 1 сентября 1945 года:
___10 первых классов по 42 человека
___9 вторых классов по 40-42 человека
___4 третьих класса по 43 человека и т.д.
___И где только размещались 1485 человек, ведь здание осталось таким же, шире не стало. Видимо, учились в три смены, решили сегодняшние школьники.
.
Дома, построенные пленными
___А потом находим в приказах упоминания окружающих школу микрорайонов. По этим записям можно изучать карту Москвы тех лет:
поселок Военстрой (объясняю, что дома вокруг школы тогда строили пленные),
посёлок Рыбокомбинат (он и сейчас есть),
посёлок комбината Бадаева,
посёлок Тарный комбинат,
деревня Волхонка,
подсобное хозяйство…
___Наша школа находилась на окраине Москвы. На весь район она была одна. Это сейчас вокруг много других школ.
.
Рады будут всегда
___Заканчивается 1945 год, с фронта возвращаются учителя: читаем приказ № 23\XI- 45 «Демобилизованного из Красной Армии тов. … с 1\XI- 45 назначить библиотекарем и преподавателем истории.»
___Первая книга приказов по школе № 666 была закончена 8 сентября 1946 года. Школа продолжала жить и работать. Но свидетельства о том уже в других «амбарных» книгах…
___Да, интересно, прикоснувшись к документу, почувствовать через него историю…
___Наша школа без малого семьдесят лет учила детей. Её классы, коридоры, кабинеты и сейчас гостеприимно встречают своих выпускников. На 65 летний юбилей собирались выпускники аж 1943 года.
___В нашу школу то и дело заходят давно закончившие ее ученики. Потому что они знают, что здесь им рады будут всегда.
фото автора
.
. .
.
.
07.12.2009
Отзывы
Автор: Аншукова Людмила Петровна · 13.12.2009 13:44:07 Светлана Аркадьевна! Очень хорошо, что у Вас есть такие документы, которые знакомят школьников с историей школы и нашей страны почти 70-летней давности. В в краеведческом музее нашей школы хранятся старые классные журналы одной из школ нашего район (за 1947 и 1954 год). Мы часто с ребятами изучаем записи тех лет. Например, сведения о родителях: кем они работали, как назывались колхозы в нашем Серпуховском районе. И даже промакашка, в классном журнале вложенная на каждую(!) страницу успеваемости по предмету, вызывает особый интерес у современных детей. Светлана Аркадьевна! Как актуальна сейчас тема вашей статьи! Пусть ваши ученики проникнуться историей Москвы через историю школы и дальше. |
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.