Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → ВВЕДЕНИЕ в социо-игровую стилистику «режиссуры урока» → Об особенностях СОЦИО-ИГРОВОГО стиля работы школьных учителей
____________________________________________________________________
Вячеслав Михайлович БУКАТОВ,
доктор педагогических наук
Об особенностях социо-игрового стиля
работы школьных учителей
I. Воспоминания о будущем
.
___Кто из педагогов старшего и среднего поколения не знает, например, картину Н.П.Богданова-Бельского «Устный счет»? Припомним, что на ней изображено. Дети сосредоточенно вычисляют ответ, мелом на доске выведенного учителем примера, весьма трудного не только для устного счета, но и для решения в столбик (на высококачественных иллюстрациях содержание этого примера хорошо различимо):
10² + 11² + 12² + 13² + 14²
365
___Все как один заняты вычислениями. Отпавших от работы нет! Почему? Секрет следует искать в двигательной активности, в свободе мизансцен, в общем ритме, допускающем индивидуальность темпа работы каждого ученика.
___Если бы ученики были привязаны к своим партам и сидели, послушно сложив ручки и ножки, то две трети класса наверняка отказались бы трудиться над вычислением (как то частенько и происходит на уроках в современной школе). Приглядевшись к картине, можно обнаружить интересную подробность. Сидит (!) всего один человек — учитель. Остальные свои вычисления выполняют стоя, имея возможность свободно двигаться по классу.
___Так вот, наша мечта — как можно чаще видеть подобные мизансцены на уроках в современных школах! В которых сегодня чаще случается наоборот: взрослый то и дело прохаживается по учебной комнате, а его воспитанники, как в смирительных рубашках, послушно сидя на своих местах, то и дело скучают. Так скорее же начнем брать пример с сельских школ конца XIX века, в одной из которых работал изображенный на картине Сергей Александрович Рачинский.
___Известно, что иногда новое неожиданно оказывается хорошо забытым старым. И хотя кто-то из школьных учителей любит заниматься неистовым поиском нового, тем не менее, мы агитируем заниматься и противоположным, а именно — воскрешением старого! Всем настолько известного, что даже уже и подзабытого.
___Вот только если и возвращаться к традициям, то конечно не к официально-министерским, а — к традициям народно-человеческим. Поэтому-то и репродукция с картины Н.П.Богданова-Бельского «Устный счет в сельской школе» (1895) является для нас излюбленным ориентиром для подобного возвращения, своеобразным воспоминанием о будущем.
___Отметим, что практика наших учителей-экспериментаторов убеждает, что современным педагогам продвигаться назад следует не столько скачками, сколько маленькими, иногда буквально крохотными шажками, все время сверяя свой путь с подсказками собственной интуиции (что впрочем, желательно не только для последователей социо-игрового стиля обучения, но и для любого педагога, искренно желающего работать на совесть).
___Учитель (будь он хоть начинающим, хоть многоопытным) не может быть «пешкой» в руках методистов. Наоборот — только «кузнецом своего собственного счастья», то есть собственного стиля работы. Ведь, у каждого педагога от природы свой и темперамент, и характер, и личные интересы, и своя собственная интуиция. И все они между собой могут сочетаться столь необычно, что необычность эта ну ни как не сможет вписаться в то или иное положение какой-то методики, снятой «с чужого плеча».
.
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → ВВЕДЕНИЕ в социо-игровую стилистику «режиссуры урока» → Об особенностях СОЦИО-ИГРОВОГО стиля работы школьных учителей
.
.
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.