Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Дисципл/Бук.: IX-X

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДИСЦИПЛИНА на уроке и режиссура ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯВ.М.Букатов. ДИСЦИПЛИНА и игровые приемы обучения на уроке

_________________________________________________________________________

В.М.Букатов, доктор педагогических наук, профессор МПСИ, научный руководитель экспериментальных площадок по социо-игровой педагогике

Дисциплина и игровые приемы обучения на школьных уроках (По материалам III части кн.: В.М.Букатов. Педагогические таинства дидактических игр. — 2-е изд., испр. и доп.- М., 2003.)

.

IX. Место встречи

Взгляд на обучение как на завоевание (добровольное или подневольное) знаний в современной европейской культуре является не единственным. Альтернативным ему является осмысление обучения как пере-сотворения (возвышения) души по ходу освоения учебного материала, который пробуждает ее дремлющие силы, помогая вспомнить о творческой природе.

В результате учебный материал не столько механически завоевывается, сколько душевно обживается учениками. При этом то одно, то другое знание-реликт оживает, приживается, то есть начинает жить новой жизнью в душах учеников, которые и сами начинают ощущать свою жизнь по-новому, что сказывается на их мировосприятии, поведении, общении и друг с другом, и с учителем. Учебный материал из некой самоценности становится всего лишь местом встречи учеников друг с другом, местом открытия «себя в другом» и «другого в себе».

При таком взгляде на сущность обучения в ранее заявленных «разминочном» и «приказном» способе установления рабочей дисциплины легко обнаруживаются признаки способа «делового». Единый ритм, возникающий при удачном использовании того или иного двигательно-игрового приема, и объединяющая всех мизансцена, складывающаяся по элементам при дисциплинарном подходе, являются разными вариантами того самого места встречи учеников и учителя, каким может являться и учебный материал. Когда каждый из вариантов оказывается живым (или способствующим жизни учеников именно на уроке, а не когда-нибудь потом), то повышается их взаимосочетаемость. Учительское представление об учебном материале расширяется, и им оказывается не только изучаемое правило, но, например, и поведение: то свое, то соседей.

Поведение оказывается не менее важным, чем правило. А правило не менее интересным, чем поведение. Все переплетается и (или) пере-рождается. Школьная дисциплина становится воспитанием. Урок становится школой жизни. Отчужденные знания-реликты исчезают: вместо беломраморных копий появляются «сияющие бронзой» оригиналы, которые, конечно же, доставят учителю лишние (но по большому счету — очень приятные, радостные) хлопоты. Те же, кто ориентирован на обслуживание бездушных мраморных реликтов, иногда впадают в ужас и защищаются: ученье, дескать, дело серьезное и ученики должны это понимать.

X. Сам себе режиссер

После рассуждений о педагогическом технократизме, его проверенной результативности и способности при резонансе с технократизмом современной жизни разрушать целостность личности, культивируя агрессивность, — пора опять вернуться к теме, на первый взгляд, гораздо более мелкой и будничной: дисциплине на уроке во время использования игровых приемов.

После того, как мы установили сходство трех подходов к созданию (или восстановлению) рабочей дисциплины, займемся разглядыванием их мелкой специфики.

«Приказной» способ, как видно из ранее приведенных примеров, во многом основывается на выполнении простеньких заданий-приказов. Но известно, что ученики одного и того же класса на слова одной учительницы: «Открыли тетради, записали условие», — реагируют собранно и с энтузиазмом, а на те же слова другой учительницы — с неохотой, вяло, недружно. Часто технической причиной столь несхожего выполнения учениками организационных моментов является разная степень собранности этих учителей (а следовательно, и их разная степень настойчивости).

Вспомним, что такие понятия, как «труд» и «настойчивость», часто взаимозаменяемы. Без настойчивости многие дела не могут быть  выполнены качественно. Настойчивость в таких делах, как отстаивание духовных, общественно ценных идей, целей, идеалов, в прогрессивной педагогике всегда особо уважалась, приветствовалась и поощрялась.

Каждый из читателей согласится, что одни люди во время общения более, другие — менее настойчивы. Но в настойчивости и самых скромных, и самых уверенных можно уловить некоторые общие закономерности, общие способы действия. В режиссерской «теории действий» П.М.Ершова, эти общие способы поведения именуются средствами, или «рычагами» наступления (инициативности), так как позволяют преодолевать даже мощное сопротивление оппонента¹.

Хотя само название «рычаги наступления» известно всего лишь узкому кругу профессионалов, все люди по ходу общения и применяют их сами, и чувствуют их воздействие на себе, когда этими рычагами начинают пользоваться оппоненты. Поэтому знакомство учителей с особой режиссерской терминологией и ее содержанием по существу является упорядочиванием им уже знакомого.

Рассматривать рычаги наступления (способы, приемы настойчивости) мы будем в основном   на примерах интуитивного и порой даже  виртуозного использования их рядовыми учителями. Правда, виртуозность, к сожалению, часто у них наблюдается в очень узком диапазоне, а именно — принуждения и подавления.

Отметим, что именно указанный диапазон (свойственный прежде всего авторитарному стилю педагогической работы) зачастую перечеркивает всю ценность подобных личных интуитивных открытий. Мы же не будем спешить с выводами и через «мелкоскоп» посмотрим на ситуации «со стороны», глазами режиссера, лишь выискивающего в поведении других способы проявления яркой настойчивости. Для этого на первых порах отвлечемся от целей, во имя которых они были использованы. Опыт работы с  учителями показывает, что знание технической стороны поведенческой настойчивости чаще всего приводит педагога не к упрочению авторитарных тенденций в его поведении, а наоборот, к их плавному и сознательному смягчению и преодолению.


¹ Подробнее см.: Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. — М.,1972. — С.46-59.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДИСЦИПЛИНА на уроке и режиссура ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯВ.М.Букатов. ДИСЦИПЛИНА и игровые приемы обучения на уроке

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика