Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Программа курса для учителей (72ч.)

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокТеатрально-педагогические мастерские

________________________________________________________________________

Программа курса: Театральное мастерство в работе современного учителя (72ч.)

Ершова Александра Петровна – кандидат педагогических наук, доцент Московского института открытого образования, руководитель театрально-педагогических мастерских «Режиссура как практическая психология». Многие преподаватели уроков театра работают по ее программам (I-IV и V-XI кл.) и методическим рекомендациям. Разрабатывает социоигровые технологии для театрального и общешкольного образования. Особую известность получила ее книга – Хрестоматия игровых приемов обучения (в соавторстве с В.Букатовым), – опубликованная в издательстве «Первое сентября» в серии «Я иду на урок»


Букатов Вячеслав Михайлович – доктор педагогических наук, профессор Московского психолого-социального института. Разрабатывает социоигровой стиль обучения. Создатель новой области художественной и общей педагогики – драмогерменевтики. Известен как исследователь психологии дидактических игр. Две работы из его публикаций – «Педагогические таинства дидактических игр» (М., 2003) и «Режиссура урока» (в соавторстве с А.Ершовой, М., 2006) – пользуются у учителей-читателей неизменным успехом.


Концепция курса

Основой данного курса является ряд положений режиссерской “теории действий”, разработанной выдающимся теоретиком театрального искусства П.М. Ершовым (1910–1994) и изложенной им в книгах “Технология актерского искусства” (1-е издание: М., 1959; 2-е, исправленное и дополненное: М., 1992), “Режиссура как практическая психология” (М., 1972) и “Искусство толкования” (М., 1997). Эти книги, представляя собой новую ступень в развитии идей теории актерского искусства, созданной прославленным деятелем русского театра К.С.Станиславским, адресованы были прежде всего актерам и режиссерам. Но в своей практической и исследовательской деятельности авторы курса неоднократно убеждались, что положения “теории действий” ценны и полезны не только узкому кругу театральных специалистов, но и всем педагогам практикам, работающим в средней, начальной и старшей школе.

Пользуясь театрально-режиссерской “теорией действий”, учитель сможет разобраться в том, как он ведет себя на уроке: как сидит, стоит, в какой позе, какие у него при этом спина, руки, взгляд, как работает внимание, и что все это в совокупности может означать для его учеников, сидящих перед ним. На занятиях курса будет подробно рассмотрена конкретность человеческих действий, их составляющих “ступеней” (естественных для обыденной жизни) и отражения в них единства физических и психических, материальных и духовных начал  в поведении человека.

Известно, что учителя, при изучении чистой теории порой вздыхают – дескать, все понятно, но как эта теория выглядит на практике, представить не можем. Тогда как после знакомства с практическими примерами той или иной методики, жалуются на недостаточность раскрытия соответствующей теоретической базы, “фундамента”. При составлении программы авторы курса постарались не дать поводов для подобных упреков, сопрягая в программе теоретические ракурсы изложения с практико-ориентированными тренингами.


Учебный план

Занятие 1. «Язык действий» в работе учителя

первая часть (ведет А.Ершова – далее А.Е.): Бессловесные элементы действия в повседневной работе учителя. Семиотика выразительных средств поведения человека в жизни и у школьной доски.

вторая часть (ведет В.Букатов – далее В.Б.): Режиссерские технологии сплачивания рабочей группы


Занятие 2. Особенности «веса», «мобилизации» и «пристроек» в поведении учителя, как показатели его педагогического мировоззрения

первая часть (А.Е.): Представление людей о себе и собеседнике. Целеустремленность. Самооценка. Оптимизм. Семиотика сочетания бессловесных элементов действий в поведении человека (взрослого и ребенка; учителя и ученика).

вторая часть (В.Б.): Особенности режиссерского ракурса восприятия процесса ученического обучения. Обучение и воспитание как «педагогическая режиссура».


Занятие 3. Типология словесных воздействий и параметры поведения

первая часть (А.Е.): Театральная классификация речевых характеристик педагогической деятельности. Простые словесные действия в «теории действий» П.М.Ершова. Сложные (составные) словесные действия. «Подтексты поведения». 25 способов произнесения фразы «Поди сюда» (по А.С.Макаренко).

вторая часть (В.Б.): Детские игры. Многоэтажность игровых расчетов. Роль двигательной активности, элементов загадочности и непредсказуемости творческих поисков в игровых заданиях


Занятие 4. Типология словесных воздействий и параметры поведения (продолжение)

первая часть (А.Е.): Освоение разнообразия словесных действий. Тренировка в выполнении «партитуры» словесных действий. Педагогическая диагностика словесных действий в повседневной работе учителя и учеников.

вторая часть (В.Б.): Стили обучения. О соблазнах “пáрной педагогики”. «Драмогерменевтическая бабочка».


Занятие 5. Типология словесных воздействий и параметры поведения (окончание)

первая часть (А.Е.): Ситуационное соотношение воспитательных задач с особенностями речи учителя в процессе обучения. Анализ педагогических ситуаций с точки зрения используемых «простых словесных действий».

вторая часть (В.Б.): Диапазон ученических реакций на “простые” задания. Мнимая и реальная простота и сложность в учебных заданиях. Живительные трансформации привычного дидактизма.


Занятие 6. Наступательно-оборонительная педагогика и педагогика доверия

первая часть (А.Е.): Особенности поведения «настойчивого учителя». Плюсы и минусы учительской настойчивости. Тренировка умения пользоваться «рычагами наступления».

вторая часть (В.Б.): «Золотые правила» социоигрового стиля обучения. Социоигровые основы конструирования учебных заданий.


Занятие 7. Деловые и позиционные особенности учебно-воспитательной деятельности

первая часть (А.Е.): Проблемы ученической идентификации в учебном процессе. Роль и место эмоциональности в поведении учителя. «Сканирование» учениками поведения учителя. Вариативность взаимоотношений учителя с учениками и учеников между собой.

вторая часть (В.Б.): Необходимость ограничений (временных,  пространственных, смысловых) по ходу учебных заданий. Деловые характеристики игровых ограничений и их связь с ученическим целеполаганием.


Занятие 8. Интересы учеников и учителя в учебном процессе

первая часть (А.Е.): Представление учителя о том, что во время урока «хочет ученик». Представления учеников о том, что во время урока «хочет учитель». Отражение дидактических целей учителя в особенностях его поведения. Дистанционные характеристики целей на уроке.

вторая часть (В.Б.): Режиссура дружественного настроя на занятии. Представление учителя о совпадении (или несовпадении) своих интересов с интересами учеников.


Занятие 9. Представления учителей о своей профессиональной компетенции

первая часть (А.Е.): Представления учителя о своих возможностях: административных, физических, эмоциональных, интеллектуальных, морально-этических и др. Личностная самооценка и профессиональная компетентность. Особенности поведения, выражающие представления учителя о своей профессиональной компетенции.

вторая часть (В.Б.): Профессиональная сила и слабость учителя. Условия актуализации стремления учителя повышать свою квалификацию.

Занятие 10. Социоигровой стиль обучения и воспитания современных школьников

первая часть (А.Е.): Малая группа как воспитывающий социум. Малая группа как обучающий социум. Психолого-педагогическое значение вариативности состава малых рабочих групп. Диапазон поведения школьников в малых группах. Технологии организации на уроке малых рабочих групп.

вторая часть (В.Б.): «Атмосфера» учебных занятий. Практика использования руководства по конструированию драмогерменевтических процедур.


Занятие 11. Школьные оценки как результат и процесс обучения

первая часть (А.Е.): Судейская роль учителя и уровень взаимопонимания в классе. Значение ролей и их смены (включая судейскую) для личностного развития каждого ученика. Смена роли «лидера» на роль «ведомого» (и наоборот), как необходимое условие для формирования личностной индивидуальности каждого школьника.

вторая часть (В.Б.): Режиссура школьной оценки. Вариативность оснований для выставления учителем оценок. Школа сотрудничества.


Занятие 12. Диалог педагогических идей

«Круглый стол» корифеев: Д.Дьюи, И.Иванов, А.Макаренко, С.Соловейчик, К.Роджерс.

По результатам «круглого стола» и курсовой работы «Театральное мастерство в работе современного учителя (режиссура учительского поведения)» – итоговый зачет.

.

.

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокТеатрально-педагогические мастерские

.

.

Яндекс.Метрика