Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

МУЛЬТЯШКИ в песочнице

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаКИНОтеатр

[2] Сам себе РЕЖИССЁРДОП.образование (кружковая работа)

Плахотников С.В.

старший научный сотрудник

Института дошкольного образования им. А.В.Запорожца МДО

ведущий специалист Психологического центра «Берег»

МУЛЬТЯШКИ в песочнице /текст комментария см. ниже/

Нарвался / 2:10 / Р.З. [10 лет]

Превращение / 1:22 / Р.З. [10 лет]

Знайте, что яд – ЯДОВИТЫЙ / 1:17 / В.Ш. [6 лет]

Всепобеждающая сила / 1:50 / Г.П. [10 лет]

Зачистка / 2:10 / А.N. [10 лет]

Плахотников С.В. – старший научный сотрудник Института дошкольного образования им. А.В.Запорожца МДО, ведущий специалист Психологического центра «Берег»

МУЛЬТЯШКИ в песочнице

Идея снимать мультфильмы возникла у нас в связи с желанием детей показать родителям то, что происходит в песочнице.

Послание и маме, и папе

Сегодня песочная терапия широко распространена в психологической работе с детьми. Думаю, это связано с тем, что песочница не только мобильна и задает определенные границы действия для ребенка, но и сама игра в песке лежит в опыте каждого человека, будь то детская площадка или песчаный фрагмент возле лежака на пляже.

Родители не всегда могут принять участие в игре ребенка, а уж тем более прийти в кабинет психолога и поработать совместно. Поэтому для некоторых детей становится ценным донести результаты своей игры, своего замысла до родителя, не только рассказать, что у них получилось, но и показать, потому что не все можно сказать родителю. Поэтому некоторые дети просят оставить свои песочные постройки, чтобы показать их взрослым, или просят сфотографировать.

С одной десятилетней девочкой мы сняли целый фильм о том, как она попала на Луну и встретила там свою вымышленную сестру, с которой вернулась на Землю, поставив родителей перед фактом нечаянного увеличения семьи. В этом фильме, несомненно, присутствовало послание и маме, и папе.

Средство осмысления жизни

Одна ситуация, когда ребенок проживает в песочнице свои актуальные переживания, которые в жизни неразрешимы, и другая, когда начинает относиться к игре в песочнице (на столе, на ковре, в кровати и т.д.) как к искусству, складывая послание своим ближним. Говоря – искусство, я понимаю его не только как средство выражения человеком своих переживаний и помыслов, не только как средство познания окружающего мира, но и как средство «сообщения» другим людям этих самых переживаний, помыслов и смыслов, но в несколько отстраненном (по В. Шкловскому – «остраннёном») виде. В данном случае в виде коллизий (противоречий между тем, что есть в жизни и тем, что хотелось бы осуществить), сокрытых в сюжете мультфильма.

Для меня образцом ведения психологической работы является практика замечательного американского психолога Вайолет Оклендер, описанная в ее книге «Окна в мир ребенка». Кроме рабочей концепции в ней представлено многообразие средств, с помощью которых специалист решает совместно со своими клиентами возникающие проблемы. Она не замыкается на игротерапии или психодраме, а ищет в культуре те средства, которые близки жизненному опыту данного конкретного ребенка.

Поэтому и мультфильмы, снятые вместе с детьми я рассматриваю, лишь как одно из возможных средств осмысления жизни детьми и их родителями.

Проективные ресурсы детской деятельности

Собственно, мультфильмы хороши тем, что подразумевают зрителей. Первые детские догадки о том, что зритель может увидеть то, чего в замысле не было и наоборот, доставляют мне несказанное удовольствие. В этих догадках возникает и способность к диалогу, и его объяснительная направленность, и встреча ребенка с самим собой.

– А они поймут, что он тут голову отрубил? – спрашивает у меня десятилетний мальчик.

В этом вопросе отражены и ценность для автора того действия, которое он пытается изобразить в мультфильме, и желание быть понятым, и готовность совершить усилие в связи с облегчением «участи» зрителя.

Наши мультфильмы отличаются от многих педагогических проектов тем, что для психолога прежде всего важны проективные ресурсы той деятельности, которую осуществляет ребенок. Поэтому психологу очень важно бережно относиться к детскому замыслу.

Просто играют и снимают

Данные мультфильмы не делаются для конкурса, они камерны, а поэтому очень человечны. Бесчеловечность, на мой взгляд, проявляется в прилизанности и формализации, в утере ребенком подлинного смысла творческой деятельности, когда желание «казаться» в глазах других кем то иным побеждает естественное стремление быть собой.

Как происходит работа над мультфильмом?

Бывает ребенок приходит с готовым замыслом, а бывает, он хочет снять мультфильм, но не знает про что. Тогда я предлагаю ему множество разных коробочек с игрушками, в которых интуитивно он находит тех героев, которые ему нужны. Иногда ребенок знает, что хочет снять драку, убийство или путешествие, но не знает, кто будет драться или путешествовать, и тогда тоже помогают коробочки.

Зачастую отсутствием замысла страдают десятилетние, т.к. уже сильно зависимы от оценки со стороны ровесников и взрослых. С пяти-шестилетками в этом смысле проще, они просто играют и снимают эту игру, особо не заботясь о зрителе (см. “Знайте, что яд ядовитый”).

Это лишь кажется

Как только персонажи выбраны, ребенок /по привычке/ включает их в действие. И тут взрослому важно не помешать, а помочь своим молчанием и участием в выполнении технической работы.

Обычно я подчёркнуто деловито ставлю настольную лампу, привинчиваю фотоаппарат к штативу, выставляю фон, чтобы в кадр не попадали лишние детали. В это время ребенок строит декорации и готовит персонажи к анимации.

Далее или автор рассказывает мне сюжет от начала до конца. Или начинает разыгрывать действо, не посвящая меня в задумку. В первом случае, я позволяю себе переспрашивать и уточнять то, что мне кажется непонятным.

К примеру, в мультфильме «Превращение» мне было непонятно, что за человечек ползет в песке, на мой вопрос был дан вразумительный ответ: «он такой ползет, чтобы они упали».

Для педагога подобная аргументация может оказаться недостаточной, для психолога она исчерпывающая, т.к. в данный момент важна для ребенка не причина падения, а само падение по цепочке, оно сущностное и важное. Так устроена жизнь, что мы имеем дело с последствиями и следами. Может показаться, что из-за этого теряется целостность сюжета. Но это лишь кажется.

Скорее всего взрослые ждут, что финалу мультфильма будет подчиняться весь сюжет, но это не так. Дети часто обсуждают конец, то, чем все закончится: то они хотят, чтобы все закончилось плохо, то – хорошо, но дело не в этом. Дело в пути, который ребенок проходит, чтобы обрести тот ли иной финал и чем больше этих финалов в одном мультфильме, тем интереснее, тем крепче уверенность и взрослого и ребенка в том, что все в этой жизни со всем связано.

Нажатие на кнопку

Бывают очень лаконичные мультфильмы, как, например, «Всепобеждающая сила». Но признаюсь, и вам и себе, что доля моего участия в нем значительно выше, чем во всех остальных. Мальчик снимал войну, а я, зная о его весенних волнениях, слабонервно подсказал путь выхода из боевых действий (кстати говоря, этот автор больше мультфильмы не снимает).

И здесь важно упомянуть о зоне ближайшего развития и роли взрослого в ее организации. Когда взрослый подсказывает ребенку, он всякий раз рискует лишить его актуальных переживаний, введя не в зону ближайшего развития, а в какую-то сопряженную зону, к которой ребенок не только не готов, а скорее всего ее и не чаял. Впоследствии он себя просто не узнает в плодах, казалось бы собственного труда. Происходит то, что принято называть отчуждением.

Поэтому наше сотрудничество в процессе съемки теперь ограничено моими уточнениями и нажатием на кнопку. Ребенок же анимирует персонажей и следит за тем, какой взят план в экране фотоаппарата.

Но некоторые дети лишают меня даже самой возможности нажимать на кнопку. Конечно от этого наша работа начинает продвигаться заметно медленнее.

Неожиданно включающаяся рефлексия

Когда материал отснят, я записываю рекомендации автора к монтажу отснятого материала и передаю своим коллегам, которые занимаются техническим обеспечением (дети у нас не имеют возможности самостоятельно монтировать ввиду отсутствия в психологическом центре необходимого оборудования).

Неоднократно я обращал внимание, как дети первый раз, смотря свой мультфильм, с досадой говорят, что надо было сделать так-то и так-то. Неожиданно включающаяся рефлексия толкает их тут же к новому замыслу, к новому открытию. Они начинают ткать нить своих сюжетов в ракурсе расхожих нравственных уроков-стереотипов, но как бы сквозь них прорываясь. У Родиона это сильнее всего заметно в «Превращении».

_______

Подведу краткий итог.

При подобной работе важно:

– сохранить детскую идею (пусть даже самую нелепую);

– предложить всевозможные средства для ее реализации;

– вытерпеть, когда идея становится предельно абсурдной, и дать этой самой абсурдности воплотиться;

– дождаться, когда замысел начнет обретать выраженную адресность.

.

.

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаКИНОтеатр

[2] Сам себе РЕЖИССЁРДОП.образование (кружковая работа)

[3] Сам себе РЕЖИССЁРНачальные классыyчительская ПОДСОБКА

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика