меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

О СТАРИННЫХ играх в д/с

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА

_________________________________

Елена КАСАТКИНА,

зав. кабинетом дошкольного образования Вологодского

Института развития образования

О старинных играх в детских садах

По материалам газеты «Детский сад со всех сторон» ( №22[300]/2006)

В поисках едва не забытых сокровищ

Разновидности ЖМУРОК

Обучение присловьям и игровой вариативности

х◊х◊х◊х◊х

В поисках едва не забытых сокровищ

Развитие ребенка в крестьянском обществе происходило на фоне трудовой деятельности взрослых; дети старались подражать им, а народ­ные игры или имитировали трудовую деятельность, или целенаправленно способствовали развитию тех ка­честв, которые для этой дея­тельности необходимы. То есть лов­кость, соответствующие возрасту силу, выносливость, а также такие нравственные и интеллектуальные качества как смелость, выдержка, сообразительность, инициатива, на­блюдательность.

Насколько продолжают оставать­ся важными для нас эти качества, настолько же значимым остается и ис­пользование народных игр.

Но народные игры находятся сей­час в критическом, едва ли не в катастрофическом состоянии. Вырос­ло целое поколение воспи­тателей и родителей, не умеющих не только приоб­щить детей к народным играм, но и вообще мало что о них знающих. Педагогами-профессионалами не используется и сотой доли того, что известно.

Именно поэтому педаго­гические коллективы многих вологодских детских садов предприняли попытку воз­рождения народных игр и активного их использования в педагогическом процессе, определив одну из основ­ных задач – научить ребенка само­стоятельно и с удовольствием играть в народные игры.

Воспитателями собраны и записаны десятки народных игр, причем и такие из них, которые еще «живы» в памяти старожилов области, и те, о кото­рых знают только спе­циалисты. Собранные народные игры проанализированы, опре­делены игры, которые можно использовать в современных детских садах, и часть из них уже успешно используется в насто­ящее время.  Ведется работа по сбору народных игрушек Вологод­ской области, которые также уже используются в детских садах.

И мы увидели, как растет инте­рес детей и воспитателей к народ­ным играм, праздникам, игрушкам. Насколько такой подход способству­ет развитию детей, помогает приоб­щить их к истории и культуре своего народа, понять то особенное, что от­личает Вологодский край от других районов России и других стран, по­нять особенности образа жизни раз­ных народов, учит уважать отличное от своего мировоззрение других.

Особенно популярными и люби­мыми остаются такие народные игры, как «Горелки», «Русская лап­та», «Игры с мячом». Ну, а «Го­родки» – игра исконно русская. Она была распространена еще в Древ­ней Руси. Игра простая, не требу­ющая больших площадок и сложно­го оборудования, увлекаются ею и по сей день. Многие выдающиеся люди были любителями «Городков». С увлечением играл в них Александр Суворов. Большим поклонником «Городков» был Лев Толстой, осо­бенно любивший играть с крестьян­ской молодежью. Увлекался игрой в «Городки» академик Павлов, с удовольствием занимался «Город­ками» Горький, а его партнерами были писатель Леонид Андреев и певец Шаляпин.

Наши предки знали и «Штандер», и «Ножички», и теперешние «Лягушки» часто под очень смешными и странными названиями. Например, «Салочки» были известны как игра «в лапки», «Штандер» – в «Коньки» и «На укос». А обычные удары мячом об пол – кто больше – назывались игрой в «Наквитки».

Толковый словарь В.Даля дает мячу такое определение: «Мяч, мя­чик, мячишка, мячище – упругий небольшой шар, смотанный клубком или набитый шерстью для игры». Человечество иг­рает в мяч испокон веков: Афины, Спарта, Рим. Мяч явился едва ли не пер­вым и основным атрибутом изна­чальных форм спорта. «Сферомахия» – индивидуальные упражнения с на­бивным мячом – входила в особый раздел древнегреческой гимнасти­ки. Толк в играх с мячом понимали и римляне: их состязания носили уже коллективный характер, тогда появи­лись надувные кожаные мячи («фоллис»), и, если верить «Британской энциклопедии», ажиотаж в этих играх был ничуть не меньше, чем в нынешнем регби.

Разновидности ЖМУРОК

До сих пор не забылись и ста­ринные «Жмурки», более известные в давние времена под названием «Слепой козел».

Правила этой «молодецкой» игры остались почти без изменения, забылись только при­словья. Водящий назывался «слепым козлом», выбирался по жребию и дол­жен был начинать ловить спрятавших­ся лишь после того как один из них скажет:

Слепой козёл!

Не ходи к нам ногой,

Поди в кут,

Где холсты ткут,

Там тебе

Хлыстик дадут.

Различалась еще одна разновидность «Жмурок» – «Дер­гачи».

Отличалась она от «Слепого козла» тем, что играющие не имели права сходить с места. Они могли пу­тать «водыря», крича измененными го­лосами непременно: «Дерг-дерг!» Или дергать его за одежду. Он же должен был отгадывать по именам, кто кри­чит и кто дергает.

Подчеркнём, что игра в «Жмурки» в каждом районе Вологодской области до сих пор имеет разное название: «Слепая сковорода», «Куриная слепота», «Кривой петух» и т.д. Но началу игры во всех случаях предшествует раз­говор с водящим:

− Кот, кот, на чём стоишь?

– На квашне.

– Что в квашне?

– Квас!

– Лови мышей, а не нас.

Водящий не­сколько раз повора­чивается на одном месте, а затем на­чинает искать детей, как правило, с закрытыми глазами.

Обучение присловьям и игровой вариативности

Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучи­вать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Та­кой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скуч­ного трафаретного знакомства.

Несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально, выразительно. Воспитатель даёт представление о ее содержании, последовательности игровых дей­ствий, расположении игроков и атрибутики, правилах игры, затем поясняет роль ведуще­го и переходит к распре­делению ролей с помощью считалок, ис­пользует поощрение или предлагает детям осуществить выбор самостоятельно.

Перед началом игры можно за­дать детям 2–3 вопроса на уточне­ние содержания, правил. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. В таких усло­виях ребенок не может не проявить требуемые от него качества.

Согласно классификации игр детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, разработанной С.Л. Новосёловой, класс народных игр, идущих от исторических традиций этноса, включает в себя три основных вида, которые в свою очередь делятся на подвиды: обрядовые (культовые, семейные, сезонные), тренинговые (интеллек­туальные, сенсомоторные, адаптив­ные); досуговые (игрища, тихие игры, забавы, развлечения).

Каждый отдельный вид игры име­ет многочисленные разновидности и варианты. Дети очень изобрета­тельны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают но­вые правила, детали.

Всем известны шашки – древняя игра. Но вот кто-то выдумал «Угол­ки» – игру, основанную на принци­пах шашек, но совершенно другую. А может быть, ее придумали взрос­лые? Но вот «Чапаевцы» – игра, ко­торую точно придумали дети. Шаш­ки расставляются по крайней линии, и надо щелчком сбить шашки противника, стоящие напротив. А у «Чапаевцев» существуют свои разновидности.


Жизнь детей и их досуг дома и в детс­ком саду должны быть такими, чтобы дети, вырастая, мог­ли вспомнить отчий дом со сказочным скворечником и резными налични­ками, деревья, которые они посади­ли своими руками, материнские пес­ни детства, бабушкино рукоделие и свои, ребячьи, бесценные игры-по­техи, пришедшие по наследству от дедов и отцов.

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика