меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

ТРИ КИТА на математике (2-3кл)

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров…
Сам себе РЕЖИССЁР
НАЧАЛЬНЫЕ  КЛАССЫ
Сам себе РЕЖИССЁР
ДОП.образование (кружковая работа)

Сам себе РЕЖИССЁР
МАТЕМАТИКА

______________________________________

«Путевые листы» для математического КРУЖКА (2-3кл)

или ТРИ КИТА социо/игрового стиля обучения

.

Автор: студентка 4 курса мехмата МГУ
Кваша Ксения Григорьевна

.

В первую субботу октября  я провела занятие математического кружка для 2-3 класса. В этом учебном году оно было первым. Но многие из учеников в прошлом году уже ходили на подобный кружок. В группу было записано 15 человек. Пришло 14.

Занятие у нас проходило в большом незнакомом детям классе. Как и любое занятие математического кружка для детей такого возраста, оно было направлено на то, чтобы показать насколько математика может быть интересна и увлекательна. А в стилистике проведения занятия я ориентировалась на ТРЁХ КИТОВ социо/игровой «режиссуры урока».

Я начала занятие с того, что представилась детям. Затем мы «здоровались». Нужно было за 15 секунд поздороваться с как можно большим количеством ребят. При этом нужно было представиться, пожать руку, запомнить человека и посчитать количество «знакомств».

И на самом деле – дети так обрадовались этому заданию и с таким энтузиазмом подошли к нему, что всё действительно заняло 15 секунд.

Это стало и первой разминкой, и знакомством со счётом секунд.

По количеству знакомств объединились в команды. Команд получилось три (по четыре-пять человек). И в этот момент зашёл опоздавший ребенок. Ребята быстро сориентировались, объяснили девочке, что происходит и, приписав ей «ноль знакомств», определили  в нужную команду.

Первым заданием было создать 4 рабочих стола (из 2 парт  каждый). В порыве перестановки мебели они чуть было не создали 5 столов. После чего столам были присвоены номера. А каждой команде выдан «путевой лист» с указанием номеров столов и порядка выполнения за этими столами заданий.

Второе задание: в соответствии с «путевым листом» сесть за свой стол и придумать название команды. Тема названий – осенняя.

Названия получились такими: листок мудрости, листопад, корова.

Объяснила детям основное правило сегодняшнего занятия: после звона колокольчика нужно переходить  за следующий стол – после этого начнётся «новый тур».

Первый тур. За каждым столом по одной команде, каждая получает лист с распечатанным лабиринтом.

Распечатка не очень четкая. Но только одна команда догадалась разделить работу: двое искали продолжение пути, а двое следили, чтоб они случайно не пересекли едва заметные стенки.

В одной команде девочка забрала листок себе и решала одна. Естественно, у неё не вышло. Остальные члены команды начали возмущаться только после её явной неудачи…

Второй тур. Одна команда оказалась одна за столом, другие две оказались за общим столом (всё так и было запланировано в «путеводном листе»).

Первой команде дали две задачи. Если решат ­и напишут ответ – получат новую. Если правильно решат и «добавку», то у названия команды ставится плюс.

Решали в этой команде по-одному. Успели решить мало…

Те две команды, что были за одним столом, получили такое задание: две строки 1297 и 3458. Нужно за минимально количество ходов (перемен карточек местами в столбце или в строке) добиться того, чтобы сумма цифр была одинаковой.

Довольно быстро обе команды доказали, что это сделать нельзя.

Затем им нужно было поменять суммы местами. Сразу же сделали за 4 хода. Но увидев, что соседняя команда сделала за столько же ходов, срочно стали искать возможность сократить их число. Внимательно следили, чтобы «соперники» не жульничали. Записывали ходы друг друга…

Третий тур. Перешли с трудом. Видимо, предыдущее задание было интересней колокольчика.

На этот раз за одним столом встретились другие ученики. «Одиночная» команда выполняла то, что аналогичная команда делала в прошлом туре, но с другими задачами.

И в этой команде решали не сообща. Зато наладили систему проверки: сначала решали параллельно. Получали один или несколько ответов. Потом обсуждали. И выбирали правильный ответ. (К сожалению, иногда выдвинутые варианты ответа были неверными).

Команды за одним столом трудилась над топологической задачей. В одной и другой команде запястья двух рук одного человека связали шнурком (только, чтобы они были зацеплены), а другим шнурком – запястья второго человека. Нужно распутаться. В какой команде быстрее?

Все дети из этих команд моментально покинули стулья. Началась толчея около спутанных шнурками людей. Все пытались их распутать. Ни у кого не получилось решить задачу. Работали очень слаженно, но секрет решения задачи не нашли.

«Перерыв». Когда все перешли за следующие столы, я устроила для всех трёх команд небольшой перерыв: открыла доску, где были выписаны буквы от А до Р. Задание: нужно из этих букв составить слова, имеющие отношения к математике.

Слова дети писали на доске. По очереди выходили представители от каждой команды.

Если подходит очередь, я спрашиваю у команды, кто их «гонец», и приглашаю его к доске. Если же поднимается несколько рук и никто не договаривается, то я, демонстративно отсчитав 10 секунд, передаю ход следующим.

На втором круге дети догадались договариваться…

На втором же круге кто-то написал слово километр. Меня это удивило, и я подняла вопрос, относится ли это слово к математике?

Две команды из трех уверенно сказали, что да. Я поняла, что этот момент является «зоной ближайшего развития» и в этом вопросе детей лучше не торопить. Следуя за практическими советами В.М.Букатова, я объяснила, что как они решат, так и будет. Ученикам это понравилось.

Подобная ситуация возникла еще несколько раз. Интересно, что один раз мы проголосовали даже против того, что предложенное слово относится к математике (к сожалению, забыла какое).

Четвертый тур. Дети стали переходить самостоятельно. А я планировала, что алфавит будет вставкой-перерывом, поэтому переходить не надо. Для меня это было важно, т.к. команды сейчас должны были работать за разными столами, а вот в следующем туре оказались бы за одним.

Команды артачились и почему-то не хотели возвращаться. В этот момент возник сильный шум. Тогда я попробовала провести упражнение «кто меня слышит».

По ходу выполнения неприятно удивило, что некоторые дети, явно услышав мои слова, все же не выполняли называемые действия. Но когда видели, что услышали и другие, и они с интересом начинают выполнять, что им говорит учитель, тоже присоединились как ни в чём не бывало.

Итак, все команды уселись за разными столами (как и планировалось). Первое задание собрать «железную дорогу» из треугольничков, ориентируясь по тому, сколько полосок уходит в край каждого кусочка.

Работали на удивление слаженно. Никто ни одной детали не порвал. Следили друг за другом. Если нужно, поправляли.

Второе задание : листок с рисунками ножниц причудливых форм, нужно нарисовать, как двигать колечки, чтоб ножницы закрылись. На листе было 8 рисунков, пришлось резать на две части, чтобы они не порвали.

В итоге все команды, кроме одной, так и не дошедшей до этого задания, разделились еще внутри команды на две части и кричали, что мы, мол, свои 4 картинки сделали, а вот с остальными картинками другие тормозят.

Я всё пыталась посоветовать им помочь второй половине команды. Ведь задание выполнено не до конца…

Тогда некоторые спрашивали, будут ли за это задание плюсики, как за задачи. Я отвечала туманно, что скоро они поймут, каков итог игры и так.

Ничего больше провести не успела. Хотя было запланировано ещё два тура.

Сказала всем перейти на «последний стол». Долго пытались выяснить у меня, что такое последний стол. Потом догадались спросить у своих «хранителей маршрута»…

Наконец все собрались за столом номером 1 (он был маршруте на последним). Решили не садиться (чтоб стулья не таскать).

Я сказала, что в турнире было три номинации: скорость, дисциплина и командный дух. Все моментально поняли, какая команда где победила. Но всё равно из вежливости позволили мне это официально огласить. И шумно хлопали. Правда, себе шумнее, чем другим командам.

Столы раздвигать и ставить их на место не стали. Пусть бегут скорее к родителям и делятся впечатлениями.

Особой привилегией для них почему-то было выйти к родителям со шнурком из 3 тура на запястьях. Их я уже расцепила, но участники пожелали оставить шнурки на себе.

Студентка 4 курса мехмата МГУ
КВАША Ксения Григорьевна

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика