Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

ПРОГУЛКИ (д/с и ГПД)

Сам себе РЕЖИССЁРГПД
[2] Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА О затейливой простоте социо-игрового СТИЛЯ ведения занятий в старшей и подготовительной группе
[3] Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА → Методические советы по ОРГАНИЗАЦИИ игровых заданий

Пять «демисезонных»
импровизаций на тему
ПРОГУЛКИ

Своими идеями делятся педагоги детского сада и начальной школы НПО «Школа самоопределения»:

Татьяна Этингоф, методист

Юлия Ивантер, ведёт пальчиковые игры

Ольга Плотникова, ведёт музыкальные занятия

Елена Мельникова, ведёт музыкальное движение

Татьяна Суркова, воспитатель

 

опубликовано в журнале
«Игра и дети» №6, 2012, www.i-deti.ru


обложка журнала ИГРА и ДЕТИ

Татьяна Этингоф, методист:

В нашем саду и начальных классах мы изо всех сил стараемся в хорошую погоду переносить все занятия специалистов на улицу. Специалисты работают в одно и то же время – с 10 до 12 и с 16 до 18 – на разных площадках, расположившихся на территории.

В первые сентябрьские дни, когда много маленьких и «новеньких», этот «вынос» занятий становится ещё более необходимым: с одной стороны – чтобы снять лишнюю нагрузку с «новеньких», познакомить их с новым пространством и новыми людьми; с другой – чтобы не забывать про «стареньких» и смелых «новеньких», которые по собственному выбору всё прогулочное время могут бегать от одного специалиста к другому и заниматься тем или иным делом столько, сколько им вздумается.

◊»«∞»∞«◊»∞«∞»«◊»

С корзиной, полной всякой всячины, я выхожу на территорию сада и усаживаюсь на веранду. Не спеша раскладываю содержимое корзинки: яблочки-падалицу, рябину, семена клёна и ясеня, опавшие листья, семечки.

– А что мы будем из этого делать?

– А что захотите: зайчиков, гномиков, собачек…

– А как?

– А очень просто.

Круглой стамеской (вроде овощного ножа) я делаю в яблоке цилиндрическое отверстие (вынимаю серёдку), куда легко и плотно вставляется указательный палец. Семечки – глазки и нос, ушки из семян ясеня. Зайчик готов. Аналогично – гномик в колпачке из листочка липы и в кафтане из кленового листа. Индеец в шикарном головном уборе из семян ясеня. Котик с пышными усами из того же материала… Бесконечное многообразие персонажей, которые тут же разбегаются по всей территории сада. А на смену им бегут дети: «Я тоже хочу такого зайца!»

Преимущество подобной мастерской в том, что дети подтягиваются постепенно, по одному-два, а не все сразу. И я могу уделить каждому достаточно внимания – это, во-первых. Во-вторых, каждый работает в своём темпе и делает столько кукол, сколько ему нужно: для папы, мамы, для себя; на каждый палец по головке или только одну куклу. Но главное, конечно, – их собственная мотивация деятельности и возможность сразу играть «пальчиковой» куклой.

Для меня же это – возможность в течение двух сентябрьских недель познакомиться почти со всеми новыми ребятишками, пришедшими в сад.

Юлия Ивантер, ведёт пальчиковые игры

 ◊»«∞»∞«◊»∞«∞»«◊»

Выношу на веранду большой ящик с музыкальными инструментами: барабаны, бубны, звучащие палочки и коробочки, металлофоны, ксилофоны, да и просто то, что под руку попадается – платочки, пустые капсулы из-под киндер-сюрпризов… Теперь стараюсь расставить все эти сокровища красиво, аппетитно и так, чтобы удобно было подойти к любому из инструментов.

Та-ак, процесс размещения инструментов уже привлёк первых «музыкантов»:

– А что это вы тут делаете?

– Посмотри и догадайся, что делаю я и что можешь делать ты.

Надо заметить, что вокруг не прекращается беготня: погони, преодоление вершин спортивного комплекса, просто какая-то возня. Наш музыкальный островок оказался посреди кипучей, бурной, как океан, жизни. Здесь невозможно прислушаться к тишине, сосредоточиться. Поэтому подошедшие ко мне «оркестранты» начинают играть на чём попало и с места в карьер, не успев ни настроиться на определённый лад, ни подумать.

Палочки пробегают подряд по всем инструментам. Потом ещё раз…

И наконец маленький музыкант выбирает себе несколько инструментов и создаёт на них свою музыку: один удар по барабанам, два удара по металлофону – вот и вальс.

Я пытаюсь тихонечко подпеть этой музыке, чтобы человек услышал собственный ритм, укрепился в нём. Придвигаю поближе ещё какой-нибудь музыкальный инструмент: например, ксилофон или тон-блок, – и импровизация звучит уже на трёх-четырёх инструментах. Да ещё добавляется собственный каблук, который почему-то притоптывает в такт музыке… Вот вам и «человек-оркестр»!

Пробегающие мимо «разбойники», услыхав нашего «человека-оркестр», побросали оружие и тоже схватили инструменты. Ой, что началось! Даже жители соседних домов стали выглядывать из окон: уж не гроза ли?

Нет, греметь не годится. Давайте-ка сказку сочиним. «Разбойники» выбрали себе каждый по одному инструменту, опробовали его звучание и сели рядышком с нами…

Шёл снег. В лесу было тихо-тихо (зашуршали маракасы). На вечернем небе друг за другом загорались звёздочки (вступают треугольники). Вокруг – ни души. Вдруг показался одинокий всадник. Наверное, это рыцарь возвращается домой с рыцарского турнира. Всё сильнее слышен стук копыт его коня (тон-блок)…

Так потихоньку движется сюжет, оживляемый и сопровождаемый музыкальными инструментами: гром гремит – барабаны, идёт дождь – металлофон или треугольники, набегают волны – glissando на металлофоне.

Почему сказка? Да просто потому, что на улице дети расползаются, как тараканы. И прислушаться к инструментам им трудно: вокруг слишком много других звуков. А сказку хочется услышать всегда. Оказывается, сказка собирает «под своё крыло» даже «разбойников».

Ольга Плотникова, ведёт музыкальные занятия

◊»«∞»∞«◊»∞«∞»«◊»

Вынесите на улицу предмет, не похожий на «прогулочные» игрушки, к которым привыкли дети. Положите его на видное место и отойдите в сторонку.

Теперь доставьте себе удовольствие – ничего не делайте, а только наблюдайте. Если окружающие не проявляют интереса к предмету – ничего страшного. Попробуйте сами заинтересоваться этим предметом и освоить его каким-нибудь способом. (Вместо того чтобы пускаться в объяснения, всегда лучше начать делать что-нибудь самому. Если делаешь это с удовольствием, дети обязательно заметят и присоединятся. А объяснять им ничего не нужно. Всё испортите.)

Несколько человек обязательно проявят интерес к вашим действиям. Возьмите их в ассистенты.

Как только ассистенты почувствовали себя полноценными участниками событий, сразу же незаметно меняйте роли. Теперь вы становитесь помощником, предоставляя окружающим право осваивать это «чудо прогулки».

Я люблю выходить во двор с десятиметровой бельевой верёвкой.

Выхожу. Перекидываю верёвку через столбик забора так, что середина верёвки оказывается закреплённой как раз на столбике. Слегка поигрываю ею: она то вздрагивает, то замирает на земле, то вьётся змейкой. Достаточная длина верёвки позволяет это сделать.

Вот и первый любопытный подошёл. Покосился на меня, осторожно перешагнул и… отбежал. Не дождавшись моей реакции, перебежал ещё раз через верёвку. Верёвка чуть зашевелилась…

Ещё несколько ребятишек её заметили. Взявшись за руки, осторожно подошли. Набравшись храбрости, но так и не расцепив руки, перепрыгивают через верёвку, которая уже превращается в змейку и показывает свой характер…

Любопытно наблюдать, как дети всерьёз общаются со змейкой. Не со мной, а со змейкой. Пробуют её перехитрить. Или с ней договориться.

На другой день опять выхожу на прогулку с верёвкой. Любопытные взгляды воспитателей. Спрашиваю: «Кто умеет прыгать через скакалку?» Оказывается, многие. И мы начинаем прыгать. Двое крутят, один прыгает. Кто-то прыгает с места, кто-то слёта. Оказывается, мы здорово умеем это делать! Есть ещё порох в пороховницах!

Гляжу: самые любопытные из детей подходят поближе. И вот они начинают пробовать свои силы наравне со взрослыми. Прыгаем вместе…

Если вы начнёте детям объяснять, как надо скакать с ножки на ножку, быстро запутаетесь, расстроитесь и даже рассердитесь. Сложно объяснять естественное движение, начав раскладывать его на неестественные составляющие. Полюбите сами скакать с ножки на ножку. И увидите, как рядом с вами скачут маленькие человечки. Пусть сначала неправильно, некрасиво. А вы знай своё дело – скачите и скачите. Если вам нравится что-то делать, дети заметят это. И они начнут НАстраиваться, ПОДстраиваться, ПРИстраиваться к вам. И через некоторое время выяснится, что они не только догнали, но и перегнали вас в мастерстве.

Елена Мельникова, ведёт музыкальное движение

◊»«∞»∞«◊»∞«∞»«◊»

Оказывается, можно сперва начать делать, а уж потом придумывать про это слова…

«Та-ак, чем бы сегодня заняться?.. Песочница детям надоела… У меня под рукой ничего нет… Что-то никаких идей…», – думаю я, глядя, как возле беседки возится моя ребятня. Взгляд делает круг и возвращается под ноги, к асфальту…

А на асфальте – гляжу – расчерчена какая-то площадка в форме квадрата, разделённого на четыре части, и ещё какие-то линии по углам. Для изучения правил дорожного движения, что ли?..

Машинально, по-прежнему без всяких идей, начинаю ходить по этим линеечкам. Вдруг навстречу мне, тоже по линеечке, идёт Миша.

Чтобы с ним не столкнуться, сворачиваю на другую линию. По глазам вижу, Миша оценил мой поступок, так как сам сворачивать не собирался.

Продолжаем ходить.

Появились первые зрители.

Опять встречаемся с Мишей на одной линеечке, но уже не успеваем свернуть. Теперь не я, а Миша уходит на запасной путь.

К нам потихоньку подключаются ребята из рядов зрителей. Становится всё сложнее и сложнее искать возможности для того, чтобы пропустить друг друга и не столкнуться.

Такое странное занятие…

Татьяна Суркова, воспитатель

◊»«∞»∞«◊»∞«∞»«◊»

 опубликовано в журнале «Игра и дети» №6, 2012, www.ideti.ru.

 

Журнал «ИГРА и ДЕТИ»
Подписной индекс – 81606
www.i-deti.ru
Настольная игра-вкладка в каждом номере!!! 

Общая информация о журнале
• «Игра и дети» – увлекательный и красочный журнал о том, как и во что играть с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и как детям играть друг с другом.
• Родителей и педагогов не может не интересовать то, что связано с развитием ребёнка, со становлением его индивидуальности. Всё это происходит в игре, потому что для ребёнка игра – это и есть самая что ни на есть настоящая жизнь. Ребёнок живёт в игре.
• 40 страниц компетентной информации об интеллектуальном, духовном, физическом развитии ребёнка, о подготовке его к школе, о детской и семейной психологии, о совместном досуге и увлечениях родителей и детей.
• В каждом номере – рекомендации специалистов по важнейшим вопросам детского здоровья и психологии, советы опытных читателей и, конечно, увлекательные развивающие игры и задания для детей от 3 до 10 лет от лучших педагогов страны.
• Материалы журнала развивают внимание ребёнка, его память, речь, сообразительность, координацию движений, умение взаимодействовать не только со сверстниками, но и со взрослыми – всё то, что облегчит ребёнку в дальнейшем и жизнь, и учёбу.
• Это журнал для всех, кто по роду своей деятельности связан с образованием, обучением и воспитанием. Воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов, библиотекарей заинтересуют разработки интересных игровых занятий, приёмы обучения в игре, цветные наглядные пособия, разнообразные игровые совместные дела по развитию творческой активности детей, конкурсы, викторины, идеи по организации праздников и т.д.

Сам себе РЕЖИССЁРГПД
[2] Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА О затейливой простоте социо-игрового СТИЛЯ ведения занятий в старшей и подготовительной группе
[3] Для воспитателей ДЕТСКОГО САДАМетодические советы по ОРГАНИЗАЦИИ игровых заданий

Яндекс.Метрика