меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

МИФЫ о раннем развитии ребёнка (беседы с родител.)

Сам себе РЕЖИССЁРРОДИТЕЛЬСКОЕ собраниеучительская ПОДСОБКА
Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫyчительская ПОДСОБКА
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА

Светлана Моторина, мама, а также директор по развитию
детского центра научных открытий «ИнноПарк»,
учредитель и директор по развитию
консалтинговой компании «ПРОДИС»

Беседы с родителями:

Разоблачение мифов о раннем развитии дошкольников и младших школьников
или
Играть разрешается!

 По публикации в журнале «Игра и дети» №1, 2013,
www
.ideti.ru


обложка журнала ИГРА и ДЕТИ

с  о  д  е  р  ж  а  н  и  е

Родительские «дискуссии»
Миф первый: способности ребёнка свидетельствуют об успешности родителей
Миф второй: каждую минуту ребёнок должен проводить с пользой
Миф третий: академическая успешность ребёнка обеспечит успех во взрослой жизни
Миф четвёртый: после трёх лет (или – начальной школы) будет поздно
Миф пятый: мы тратим кучу денег на развитие детей, потому что мы хорошие родители
+ Универсальное правило трёх «П»

Идеи раннего развития, эффективность, успешность… Трёхлетних малышей учат читать, семилетние, кроме школы, занимаются одновременно музыкой, английским, танцами и драматическим искусством. Между тем, из жизни современных детей оказались вытеснены две очень важные составляющие – игра и живое общение с родителями. А ведь именно это в первую очередь необходимо для полноценного развития ребёнка. Мамы, озабоченные тем, чтобы чего-то не упустить, упускают главное. Разберёмся, почему так происходит, то есть кто виноват. Но и подскажем, что делать.

 

Родительские «дискуссии»

Недавно, гуляя с сыном в парке, я невольно подслушала разговор трёх мамаш. Малыши полутора-двух лет возились в песочнице. Мамы стояли рядом и, совершенно безучастные к пасечкам, лопаткам и грабелькам, обсуждали свои достижения в раннем развитии деток.

– Милана уже знает 20 слов в свои полтора года, – похвасталась первая мама.

– А что ты называешь «знает»? – тут же осекла её вторая. – Может быть, просто повторяет. Вот мой Кирюша знает 15 слов, именно знает!

– А вы уже научились рисовать фигуры? – парировала первая мама. – В этом возрасте дети должны уметь нарисовать круг, квадрат и треугольник.

Со стороны это было похоже на партию в теннис: счёт ведёт то одна мама, то другая, а очки присваиваются той, у которой ребёнок самый способный.

Две мамы продолжали, третья какое-то время молчала. Видимо, то, о чём говорят подруги, для её ребенка было пока недоступно, но признаваться в этом ей не хватало смелости… Две мамы, между тем, перешли на тему раннего обучения чтению, и, почувствовав неизбежность ссоры, переключились на третью. Они задали ей прямой провокационный вопрос:

– А как у Ксюши с чтением? Вы уже начали? По какой методике?

Третья мама принялась оправдываться:

– Я купила кубики Зайцева, но Ксюша совершенно не хочет заниматься. Пытаюсь её заинтересовать, но она всё время на что-то отвлекается.

Пока продолжался разговор, детки не раз пытались привлечь внимание своих мам: протягивали лопатку, стучали по маминой коленке формочкой. Мамы не обращали на них никакого внимания и рассеянно бормотали как бы в воздух: «Миланочка, поиграй, моя хорошая», «Кирюша, сделай ещё рыбку».

К сожалению, подобные дискуссии можно встретить всё чаще не только на улице, но и во всемогущих социальных сетях, формирующих общественное мнение. Родители стремятся развивать своих детей с самого раннего возраста. Некоторые дети ещё в утробе матери ежедневно прослушивают обязательный сеанс Моцарта, который якобы способствует бурному развитию интеллекта. В 7–8 лет многие дети, кроме школы, посещают несколько кружков, занимаясь одновременно музыкой, иностранным языком, спортом, танцами и драматическим искусством.

И вроде бы всё хорошо: дети заняты, не слоняются по улицам, родители уверены, что такое многостороннее развитие с пелёнок обеспечит их чадам успех во взрослой жизни. Однако из жизни детей оказались вытеснены две очень важные вещи: игра и живое общение с родителями. А ведь именно это и нужно для полноценного развития ребёнка. Как бензин для автомобиля!

Разберёмся, почему так происходит. Причины кроются в мифах, которые распространяем мы, взрослые.

 

Миф первый: способности ребёнка свидетельствуют об успешности родителей

Мы живём в эпоху, когда важно быть успешным. Мы стремимся быть лучшими или хотя бы соответствовать ближайшему окружению. Средства массовой информации, книги, корпоративная культура наших работодателей возносят культ лидерства – быть быстрее, выше, сильнее. У лидерства и успеха есть определённые материальные и нематериальные показатели: машина, квартира, статус, карьера, достижения детей. Стало модно быть продвинутым, «правильным» родителем. У «правильного» родителя ребёнок посещает «правильные» занятия, чтобы быть академически успешным и ни в коем случае не отставать от детей коллег и знакомых.

А если честно? Каковы истинные мотивы родителей? Развиваем ребёнка, потому что любим? Или чтобы быть «не хуже других»?..

А если совсем честно?

 

Миф второй: каждую минуту ребёнок должен проводить с пользой

Мы живём в эпоху, когда правильно быть занятым. Наши работодатели стимулируют нас работать больше и производительнее, чем сотрудники конкурентов. В столице и в крупных городах уходить с работы вовремя превратилось в «ненорму», в свидетельство низкой результативности.

Мы существуем в постоянном цейтноте, на детей просто нет времени, и мы загоняем их в рамки, чтобы у них тоже не было времени. Мы выбираем курорт, в котором есть детский клуб, чтобы дети не просто отдыхали, а отдыхали «с пользой». Нанимаем репетиторов, записываем на огромное количество дополнительных занятий, чтобы каждая свободная минута ребёнка была эффективно организована.

Я знаю семью, в которой семилетний ребёнок одновременно учится на «отлично» в школе, серьёзно занимается гимнастикой, рисованием, учится играть на двух музыкальных инструментах, ходит на фигурное катание, изучает два иностранных языка. При этом, когда в таком жёстком графике появляется свободное время, этот ребёнок совершенно не умеет себя занять. В семь лет напрочь отсутствует умение играть, фантазировать, жить в детском воображаемом мире.

Стоит спросить себя: для чего мы так загружаем детей? Мы действительно думаем, что без этого они будут менее успешны во взрослой жизни? Или мы просто компенсируем свое отсутствие и невозможность провести время вместе, пообщаться, поиграть?

 

Миф третий: академическая успешность ребёнка обеспечит успех во взрослой жизни

Мы живём в эпоху, когда образование считается ключевым фактором успеха. Однако среди биографий великих людей, изменивших мир, ставших богатыми и знаменитыми, есть разные истории.

Владимир Ульянов – да, учился на одни пятёрки, кроме того занимался музыкой и языками.

А вот Ричард Брэнсон с детства страдал дислексией, плохо учился и воспитывался матерью, которая оставляла его маленького в тёмном лесу, чтобы он сам смог найти дорогу домой.

Микеланджело Буанаротти в раннем детстве научился делать глиняные фигуры и рисовать, полюбил эти занятия, но делал это втайне от отца, который слышать не хотел о ремесле и искусстве.

Стив Джоббс ничем особенно не занимался, но с детства обожал чинить технику.

Ранее развитие не гарантирует успех. Кроме того, необходимо отличать успех от счастья. Не всегда они идут рука об руку. Мне запомнилось интервью Аллена Делона, в котором он признался, что был глубоко несчастным ребёнком, так как родители расстались, когда ему было 4 года. На вопрос: «Чего бы вы попросили, оказавшись перед Богом?» он ответил: «Увидеть хотя бы раз родителей вместе».

Принесут ли многочисленные занятия счастье? Чего мы хотим для наших детей? Что они будут вспоминать о своём раннем детстве – кружки и секции или весёлые игры с родителями?

 

Миф четвёртый: после трёх лет (или – начальной школы) будет поздно

Мы живём в эпоху, когда нельзя опаздывать и упускать возможности. Книга Ибуки «После трёх будет поздно» произвела фурор среди родителей и ввергла в панику детских психологов и педиатров. Нас призывают до трёх лет в обязательном порядке научить детей иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах, освоить лыжи и коньки…

Я знаю семьи, где детей в три года отдали на английский язык, каждое лето отправляли в Англию, а сейчас в свои 30 лет они говорят с тяжёлым русским акцентом. Я знаю человека, который начал серьёзно учить английский после 12 лет, когда влюбился в Мадонну. Он выучил каждую её песню, потом полюбил язык и начал смотреть все зарубежные фильмы подряд. Когда он впервые попал в Нью-Йорк в 22 года, никто не верил, что он русский – акцента просто не было.

Родители и учителя не скульпторы детского интеллекта. Мне бы очень хотелось, чтобы мой трёхлетний сынишка уже умел читать. Ведь тогда он сам сможет узнавать столько интересного, да и, что там говорить, свободного времени у меня прибавится. Но пока ему неинтересны слоги. Зато он с упоением может бесконечно бренчать на фортепиано и на гитаре. За год такого бренчанья случайные ноты уже стали напоминать мелодии. И это в нашей немузыкальной семье, где сроду не было музыкального инструмента! Фортепиано появилось случайно. Гитару ребёнок просто вымолил у Деда Мороза, «чтобы быть, как Трубадур из Бременских музыкантов». А хорошая коллекция музыки с лёгкой детской руки стала, кажется, важнее продуктов в холодильнике.

Вы действительно думаете, что вашим детям так важно до трёх лет получить ключевые языковые, спортивные, музыкальные и другие навыки? Насколько это важнее, чем проводить больше времени с родителями и делать то, что действительно нравится?

 

Миф пятый: мы тратим кучу денег на развитие детей, потому что мы хорошие родители

Мы живём в эпоху рыночных отношений. Дети не стали исключением. Производители детских товаров и услуг используют детское развитие так же, как производители всего остального… используют взаимоотношения полов. Нами манипулируют, навязывая мнение, что если мы активно развиваем ребёнка с рождения, то мы хорошие родители. Это продаётся.

И вот мы сажаем младенца перед экраном и включаем ему DVD из серии Baby Einstein, где он смотрит, как двигаются паровозики Brio и игрушки Fischer, слушает Моцарта и неестественный голос, называющий цвета, цифры, времена года. Ребёнок наверняка получил бы больше удовольствия и пользы, если бы мама под любую хорошую музыку поиграла с ним в паровозики и сама рассказала про цвета, формы и животных. Выручка компании The Baby Einstein Company в 1998 году была 1 миллион долларов. Сегодня компания принадлежит The Walt Disney Company и стоит более 400 миллионов долларов.

Прежде чем потратить очередную тысячу рублей на сомнительный говорящий телефон или DVD-диск, задумайтесь: почему ребёнок с гораздо большим удовольствием играет в кастрюли, половники, старую поломанную машинку, утюги и чайники. Мы действительно хорошие родители или просто легко попадаем на рекламный крючок?

 

+ Универсальное правило трёх «П»

«Что же делать, – спросите вы, – не развивать ребёнка и пустить всё на самотек?» И да, и нет. Сейчас, когда моему сыну пошёл четвёртый год и я тоже прошла период «успеть… не отстать от других… какой ужас, мы до сих пор не умеем считать… и т.д.», я выработала для себя правило трёх «П», которым хочу поделиться.

Признать. Стоит признаться, что пять мифов существуют, хотя бы потому, что есть примеры, которые доказывают их справедливость. Задайте себе вопросы, приведённые выше. Если на каждый из них вы с чистой совестью можете ответить, что стимулируете развитие ребёнка, не отдавая дань моде или общей гонке, не в ответ на коммерческую манипуляцию, а – следуя родительской интуиции, то спокойно продолжайте в том же духе. Если всё же закрались сомнения, то переходите к следующему правилу.

Подумать. Необходимо объективно оценить, сколько времени остаётся у ребёнка на игру и на общение с родителями. Раннее погружение в учебную деятельность в ущерб игровой чревато тем, что ребёнок может просто возненавидеть учёбу. В следующий раз, когда Вы наткнётесь на статью в Интернете об очередной суперметодике раннего развития, или услышите рекомендацию от подруг, или узнаете, что у коллеги по работе ребёнок пошёл в ещё одну секцию, хорошенько подумайте, прежде чем следовать примеру. Не лишится ли ребёнок ценного времени, когда он мог бы поиграть или пообщаться с вами? Если нет, смело организуйте детский досуг. Но если вы чувствуете, что ребёнок не успевает играть, не имеет возможности поговорить с вами, нужно срочно переходить к третьему правилу.

Переориентировать. Это правило, пожалуй, самое сложное и трудоёмкое. Но, если вы введёте его в привычку, оно окупится сторицей. Конечно, в наше время нелегко всё бросить и уделять семье больше времени. Но можно хотя бы то малое время проводить по-другому – содержательно переориентировать.

Если вы не работаете и занимаетесь совсем маленьким ребёнком, поверьте, никакие новомодные методики не заменят опыта, который ребёнок получит в игре с вами. И совсем необязательно сажать ребёнка за мультики, чтобы приготовить ужин. Вовлекайте его в свою деятельность, превращайте её в игру. Вы можете вместе посчитать яблоки, отделить овощи от фруктов, пересыпать орехи из одной ёмкости в другую, замесить тесто для блинов, полепить сырники. А по ходу дела поговорить и о форме, и о цвете, и о количестве, и о величине…

Играйте везде! Дом – лучшая лаборатория для изучения свойств воды, воздуха, соли, льда. Магазин – прекрасное место для освоения счёта, нужно только вовремя включать фантазию. Городской парк – отличная возможность погрузиться в жизнь растений и насекомых, если опуститься вместе на корточки рядом с малышом и поиграть в исследователей.

Ничто не развивает речь лучше, чем совместное чтение. Чтение ценно не само по себе, а как повод обсудить, поговорить, вместе попридумывать продолжение историй.

Общение не должно быть односложным. Я для себя разделяю общение на реактивное и стимулирующее. Реактивное – это односложные ответы-реакции на вопросы и просьбы, например: «Дай молока». – «На».

То же самое при стимулирующем общении могло бы выглядеть так:

– Дай молока.

– На. Любишь молоко?

– Да.

– А знаешь, что молоко нам даёт коровка? Коровка большая, добрая, у неё есть рога… (тут можно поиграть в коровку, пободаться и помычать). Коровка целый день жуёт травку (можно вместе изобразить, как она жуёт).

Проговаривайте всё, что ребёнок видит вокруг, достраивая истории и тут же превращая их в игру. Поверьте, такой опыт даст ребёнку намного больше, чем специально организованное время на освоение навыков.

Если вы работаете и воспитываете дошкольника или младшего школьника, переориентируйте его свободное время. Если ребёнок чувствует себя уставшим, не успевает поиграть и делает уроки по ночам, значит, количество дополнительных занятий для него избыточно. Попробуйте сказать «нет» каким-то его занятиям и своим обязательствам, выделите в неделе хотя бы день-другой, когда вы можете побыть с ребёнком по-настоящему – болтая, делясь секретами, делая что-то вместе.

Одна моя знакомая топ-менеджер взяла за правило, что среда и воскресенье у неё для дочки. Что бы ни происходило, по средам она уходит домой вовремя, а в воскресенье не открывает ноутбук. И даже если в среду ей приходится бывать в деловой поездке, в 6 часов вечера она уходит с совещания, чтобы пообщаться с дочкой по скайпу. И коллеги-мужчины относятся к этому с пониманием.

Зачастую наши отговорки про занятость являются лишь показателем наших истинных приоритетов. В конце концов, расскажите ребёнку о своей работе, о том, как вам сложно, попросите совета. Это удивительно, но даже моему малышу интересно это слушать. Детям постарше – и подавно. Дети очень любят, когда родители воспринимают их как взрослых членов семьи, с которыми можно поделиться.

Играйте с детьми, говорите с ними обо всём подряд. Пусть в их жизни появится место для такого незамысловатого досуга – времени, которое ни для чего специально не запланировано. Только будьте с ними в такие моменты. Действительно БУДЬТЕ! Следуйте за их любопытством, погружайтесь в их фантазии, вместе познавайте мир.

Ребёнок – это не чистый лист бумаги, на котором вы должны написать свою историю. Ребёнок – это история, которую вы должны прочитать.

По публикации в журнале «Игра и дети» №1, 2013, www.ideti.ru

Журнал «ИГРА и ДЕТИ»
Подписной индекс – 81606
www.i-deti.ru
Настольная игра-вкладка в каждом номере!!!

Общая информация о журнале
«Игра и дети» – увлекательный и красочный журнал о том, как и во что играть с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и как детям играть друг с другом.
• Родителей и педагогов не может не интересовать то, что связано с развитием ребёнка, со становлением его индивидуальности. Всё это происходит в игре, потому что для ребёнка игра – это и есть самая что ни на есть настоящая жизнь. Ребёнок живёт в игре.
• 40 страниц компетентной информации об интеллектуальном, духовном, физическом развитии ребёнка, о подготовке его к школе, о детской и семейной психологии, о совместном досуге и увлечениях родителей и детей.
• В каждом номере – рекомендации специалистов по важнейшим вопросам детского здоровья и психологии, советы опытных читателей и, конечно, увлекательные развивающие игры и задания для детей от 3 до 10 лет от лучших педагогов страны.
• Материалы журнала развивают внимание ребёнка, его память, речь, сообразительность, координацию движений, умение взаимодействовать не только со сверстниками, но и со взрослыми – всё то, что облегчит ребёнку в дальнейшем и жизнь, и учёбу.
• Это журнал для всех, кто по роду своей деятельности связан с образованием, обучением и воспитанием. Воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов, библиотекарей заинтересуют разработки интересных игровых занятий, приёмы обучения в игре, цветные наглядные пособия, разнообразные игровые совместные дела по развитию творческой активности детей, конкурсы, викторины, идеи по организации праздников и т.д.

Сам себе РЕЖИССЁРРОДИТЕЛЬСКОЕ собраниеучительская ПОДСОБКА
Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫyчительская ПОДСОБКА
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА

 

Яндекс.Метрика