Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

§1. О «Знатоках» и других вариантах «Волшебной палочки»

Разбор ПОЛЁТОВОбразование ДОШКОЛЬНИКОВ «Внешнее строение человека»(подг.гр.)

 

.

.

Ответные реплики-комментарии доктора педагогических наук В.М.Букатова

к рассказу (конспекту) Раисы Николаевны и Ольги Анатольевны о занятии с детьми  в подготовительной группе детского сада (г.Сыктывкар)

.. .

 

§1. О «Знатоках» и других вариантах «Волшебной палочки»

.

С интересом прочитал ваш вариант задания «Волшебная палочка». Я всегда за вариативность. Она открывает глаза на смысловые нюансы, мимо которых в других вариантах (включая исходные) мы проходили, не замечая или не придавая особого значения.

Поэтому советую время от времени возвращаться к «исходному варианту», чтобы увидеть как приобретённые, так и упущенные плюсы и  обнаружить, например, возникшие минусы…

Перечислю, что меня несколько смутило (специально подчеркну, что всего лишь самую малость).

1 (1). Куда стоит смотреть?

Из письма узнаём, что участники эстафеты передают куклу-пупса. При этом они должны смотреть друг другу в глаза. Как-то это неестественно,  неорганично…

Смотреть в глаза — это особое условие специальной игры со своими особыми игровыми результатами. Обычно условие это (для игроков любого возраста достаточно трудное) задаётся, когда надо перечислять что-то достаточно простое или само собой приходящее на ум. Когда же человеку над чем-то надо подумать, то у него взгляд невольно уходит либо в себя, либо соскальзывает на какой-то случайный предмет. И тогда «смотреть в глаза» ему становится не с руки.

К тому же обычно в виде «волшебной палочки» передают случайный (и достаточно «нейтральный») предмет: если на одном занятии карандаш-великан, то на другом — сложенный зонтик; если передавали пустую коробку, то в другой раз — один из тех детских лёгких стульчиков, на которых они сидят. То есть сама «волшебная палочка» может быть нейтральной по отношению к заданию. И другое дело, когда «волшебная палочка» является своеобразной подсказкой. Тогда воспитателю выгодно внимание каждого ребенка ситуационно концентрировать именно на «волшебной палочке», отыскивая в ней подсказку.

Например, по эстафете передаётся карандаш, и все звучащие слова должны ему соответствовать (именно ему). Дети, рассматривая передаваемый карандаш, называют: карандаш маленький, …простой, …красный (о цвете его «рубашки»), …гранёный, …поцарапанный, …с буквами, …с золотой надписью и т.д. Эстафета помогает каждому ребёнку, фокусируя свой взгляд на карандаше, находить новый вариант своего высказывания.

Поэтому, если дети передают друг другу пупса, перечисляя, «что есть и у него, и у всех людей», то воспитателю лучше обращать внимание не на то, чтобы они в глаза друг другу смотрели, а на то, чтобы они получше на пупса пялились. Если ребёнок задумался, застрял, тормозит, то ему можно подсказать повертеть в руках пупса-подсказку, тогда какая-нибудь неожиданная подсказка, глядишь, и обнаружится (например, то пятка, то локоть, то затылок)…

1 (2). Сколько делать заходов (конов или кругов)?

Из письма узнаём о пятнадцати ответах. Маловато! Правда, я не знаю, сколько на том занятии было детей. Но думается, что «волшебная палочка» у вас тогда сделала всего-то один-два круга. А надо бы — пять-шесть! Только тогда дети начнут и по-настоящему задумываться, и называть не то, что «лежит на поверхности», а то, что на самом деле наконец-то вспомнили, обнаружили или сообразили, то есть «открыли» сами. При этом интерес всех детей к вариантам соседей-сверстников явно усилится.

А чтобы уровень трудности сделать комфортным и чтобы сократить время простоя-ожидания в очереди, эстафету лучше проводить по парам. Или по тройкам (что ещё лучше!). Каждая тройка получает пупса, вертит его в руках, как-то договаривается о том, что им произнести (иногда у детей это получается почти без слов, что, по Евг.Евг.Шулешко, является высшим пилотажем) и дружным хором произносит свой вариант, передавая эстафету следующей тройке.

Часто на занятии «Волшебная палочка» становится действительно волшебной. С ней многие дети начинают делать то, что в других «предлагаемых обстоятельствах» сделать не смогли бы. То есть прыгать выше своей головы.

Но если эстафета длится всего-то один круг, то никаких особых прыжков, прозрений, открытий (волшебства!) ждать не приходится…

1 (3). О подсказках «из воздуха»

Идея «знатоков» оказалась заявленной в названии, но не реализованной в самой режиссуре задания. В том ничего особо страшного нет, но я остановлюсь и на этом моменте, раз основная у нас с вами идея — повышение мастерства в конструировании и проведении социо-игровых заданий. То есть их сконструировать и (или) провести так, чтобы помочь маленькому человеку, обнаруживать в себе самую что ни на есть поправдашную МАСШТАБНОСТЬ.

Итак, допустим, что на занятии мы объявили, что будем играть в «Знатоков». Поэтому предлагаем детям решить, кто из них и кем сейчас будет. Одни тройки (или пары) решают, что они ЗНАТОКИ, и поэтому уходят в одну сторону. Другие тройки (пары) — в другую к «НЕ знатокам».

Далее знатоки по эстафете называют «из чего же состоит и человек, и пупс». А «не знатоки» показывают (на себе или на совершенно других игрушках) названное знатоками.

После одного круга условие временно меняется: теперь «не знатоки» (которым можно работать уже не в парах-тройках, а всем скопом) проверяют качество знаний знатоков. Они хором называют 2-3 новых варианта, а знатоки показывают называемое на себе.

На третий круг очередь опять переходит к знатокам (которые, напомню, в отличие от «не знатоков», работают не скопом, а парами-тройками и строго по эстафете). Если у них заминка, ошибка, или они «сдаются», то очередь опять переходит к «не знатокам» и т.д.

.

= вернуться к тексту письма =

= перейти к следующему параграфу с репликой-комментарием =

Разбор ПОЛЁТОВОбразование ДОШКОЛЬНИКОВ «Внешнее строение человека»(подг.гр.)

. .

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика