меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

«Слепой капитан» в 3 классе

Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ  КЛАССЫ

____________________________________________-

МОУ «Оболенская средняя общеобразовательная школа» Серпуховского района Московской области

«Слепой капитан» в 3 классе

Литературная запись Хохловой Анны (10 кл Оболенской общеобразовательной школы) рассказа учительницы начальных классов Андреевой Ирины Ремировны о том, как она организовала повторение учебного материала по теме «Предложение».

Предуведомление. Перед вами не совсем обычный текст. Появился он благодаря проекту «Вместе весело шагать…», смысл которого заключён в том, что школьные учителя в комфортной, неформальной обстановке рассказывают добровольцам-старшеклассникам о том, как у них прошел тот или иной урок, какие возникли проблемы, обнаружились находки и случились достижения. Ну а старшеклассники их устные рассказы потом переносят на бумагу. В результате получается особый текст, у которого два автора: журналист-старшеклассник и учитель-рассказчик. По мнению автора проекта В.М.Букатова, доктора педагогических наук, профессора МПСИ, действительного члена Академии педагогических и социальных наук — в результате такого литературно-герменевтического содружества учителя с записывающим его рассказ старшеклассником возникает особый эффект «двойной сочувственности». И в наш век засилья технократизма этот эффект пополняет живительным гуманизмом как саму «образовательную деятельность» школьного учителя, так и представления завтрашних выпускников о непростых взаимосвязях планируемых взрослыми дел с их реальным воплощением на практике.

1. Чтобы детей как-то оживить

На уроке нужно было повторить тему «Предложение».

Сначала на доске чистописания были предложены слова, в которые нужно было вставить букву. Потом было запланировано перейти к работе по составлению предложений. Тут я решила как-то детей оживить и предложить групповую работу.

Задаю вопрос: как в один момент нам разделиться на две рабочие группы, чтобы и быстро и надежно? Ребятки быстро отреагировали:

— Давайте,1-й ряд — первая команда, 2-й ряд — вторая команда.

После такого деления команды получают задание: «Составить предложение и записать его во всех тетрадочках одинаково». Пожатие плечами. Глазки к потолку:

— А как мы это сделаем? Ведь у нас 5 парт стоит, мы же не докричимся — соседи услышат.

На что я им:

— Ну и как мы выйдем из положения?

Тут кто-то закричал:

— О-о-о! Ведь нам в круг собраться нужно!

— Действуйте!

2. В отведенном на доске уголочке

Короче, мои детки быстренько образовали два кружочка. Договорились, что будут писать. И сели за свои тетрадки выполнять задание.

Потом каждая команда своё предложение выводила на доске. В отведенном для команды уголочке. С удовольствием передавали друг другу мелок, чтобы всей команде поучаствовать в написании…

После того, как предложения были записаны и в тетрадочках, и на доске, группы поменялись местами и стали проверять правильность выполнения задания в тетрадях и на доске. Поставили друг другу оценки «отлично» и вернулись на свои места.

3. Вижу, что команды пасуют

Переходим к следующему этапу. Чтобы заинтриговать учеников, я попросила каждую команду выбрать самого опытного, самого знающего, самого сильного ученика. И действительно, в одной команде выбрали девочку отличницу, в другой — мальчишку очень умного, знающего. То есть в капитаны выбрали самых-самых ответственных.

Вышли капитаны, конечно, немного теряясь от смущения. И тут я объявляю задание: выделить главные члены предложения. На что все сильные ученики говорят: «А что тут сложного? Это же очень просто». И капитаны тоже разочарованы, раз с этим справится каждый. Но я достаю платки и сообщаю условие:

— А глазки-то у капитанов будут завязаны!

Завязываю глаза. Разворачиваю обоих капитанов к доске. Подвожу каждого к его полю деятельности.

— А как же они будут подчеркивать, они же не видят и сделают что-то не так?

— Поэтому каждой команде со своих мест им нужно будет помогать!

Но вижу, что команды пасуют. Что делать? Подсказываю, что надо давать устные указания: право, лево, вверх, вниз. Тут ученики наконец-то сообразили, что же им нужно делать. И началось…

Кто, кричит вправо, кто влево… И громко, и весело…

4. Начали выяснять отношения

Получилось так, что девочка-капитан от второй команды справилась с заданием быстрее. Конечно же, её команда ликовала: «Ура! Отлично! Здорово!»

Когда развязали платки, капитаны, конечно, удивились, что работа выполнена достаточно аккуратно…

Потом малыши начали выяснять отношения. Одни кричат: «Мы первые!» Другие: «Нет у нас ровнее!» Хотя вопрос стоял какой? Главные члены выделены? Значит, задания выполнены? Так давайте себе и поаплодируем… Мы молодцы!

Таким образом, у нас «Слепой капитан» прошел на «ура». Я осталась довольна.

Литературная запись Хохловой Анны (10 кл.)

рассказа учительницы И.Р. Андреевой

(Оболенская общеобразовательная школа)

«Ворчалки на полях » [ от Вяч. Мих. ]

    • в том, как И.Р. подошла к «делению на команды» проглядывают рудименты типичных учительских заблуждений и страхов. Тут тебе и установка держать «всё под контролем», и дисциплинарное «недоверие детям», и боязнь «зря время терять». Учительнице предстоит поработать над этими педагогическими атавизмами… Чтобы на уроках у детей не появлялось таких аргументов, как «соседи услышат»… Или такого нарочитого жеманства, как «плечиками пожали и глазки к потолку»…
    • советую с помощью, например,  «медленного чтения» пересмотреть статью с описанием приёма «Слепой капитан» (в «Хрестоматии игровых приемов» или в «Нескучных уроках»). Учительский опыт проведения этого приёма поможет педагогу извлечь из знакомого текста новые методические детали, совершенствуя тем самым своё мастерство в «режиссуре урока»…
    • обычно в играх есть проигравшие. Если учитель этого боится, то что-то у него в «режиссуре урока» не так (например, вместо того, чтобы «конов» было 2-3, он устраивает всего только один «кон», не давая детям «от души разыграться» в учебном материале)…               — С уважением. В.Б.

.

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приеме, и он оказался полезен для вашей «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что получилось, а что нет…

.

    Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ  КЛАССЫ

    оставить отзыв, вопрос или комментарий

      

      

      

    *

    Яндекс.Метрика