меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

(5) О непраздных приёмах, реанимирующих личную заинтересованность учеников

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистике Кажется нашёлся ключик к решению (химия, 10 кл.)

_______________________________________________________________________

О методических иллюзиях и реальности «зоны ближайшего развития»/Из ответных реплик-комментариев Вячеслава Букатова к письму-рассказу Антона Р. о своей первой пробе в социо-игровой  «режиссуре урока»

.

(5) О непраздных приёмах, реанимирующих личную заинтересованность учеников

___ Для заинтересованных учителей-читателей специально подчеркну, что в игровой деятельности есть довольно много весьма разнообразных «украшений», которые сами по себе вполне могут стать «украшениями» и любому уроку в школе. Причём украшениями далеко не праздными, поскольку они будут способствовать повышению деловой увлеченности учеников на нём присутствующих. И тем самым – эффективности их обучения.

___К числу таких непраздных «украшений» относятся и социо-игровые постулаты педагогического мастерства, и три «золотых правила», о которых так удачно вспоминается в письме-отчёте.

___Для пополнения этого перечня вспомним одну из рассказанных ситуаций, а именно как класс делился на две равные части, сообразив сесть по правую и по левую руку преподавателя. Опять же таки ещё раз отметим, что на игру это совсем не похоже. Вот и десятиклассники, по свидетельству Антона, поначалу вели себя как варёные. Поделиться на парочки, а потом о следующем объединении договорится с кем-то глазами – экая невидаль! Правда, варёные дети мало-помалу оживали, так что уже в шестёрки все собрались «удивительно быстро».

___Если это не было игрой, то почему же тогда они ожили? – могут недоумевать некоторые учителя? Потому что привычная для учеников степень упорядоченности и заорганизованности на занятии неожиданно уменьшилась. Они по привычке приготовились к диктату преподавателя, навязывающего им узкие рамки порядка, подавляющую их ученическую инициативу (предписывающему что, как и зачем каждому из них на занятии следует делать). А тут вдруг явная непредсказуемость, которая дарит всем присутствующим чувство окрыляющего равноправия.

___Многие игры полны непредсказуемостью. А вот на уроке её «кот наплакал» (то есть для учеников многие уроки слишком предсказуемы: сначала будет занудство по проверке домашнего задания, потом лекция по новому материалу, после чего начнётся тягомотная отработка навыков – и никаких тебе особых отступлений).

___Как только с помощью социо-игровой «режиссуры урока» на уроке появляются элементы непредсказуемости, то это тут же сказывается на реанимации личной заинтересованности учеников. И каждый ученик наполняется уверенностью в своём праве вкладывать в происходящее на уроке какие-то свои «личностные подтексты». То есть свободно руководствоваться своим ученическим целеполаганием.

___Добавлю, что приём непредсказуемости, равно одинаковый что для самих учеников, что для их учителя, – ставит их всех на один уровень (чем и окрыляет учеников!).  И на занятии, рассказанном в письме-отчёте, приём был использован неоднократно и каждый раз весьма удачно. Тут и деление на шестёрки, и выписывание 5+5+5 слов/терминов, и самотканые толкования с последующей их классификацией на самые научные, прикольные и даже нелепые.

___А вот другим «непраздным украшениям» на занятии-апробации повезло поменьше. К ним прежде всего следует отнести работу в малых группах. Собственно на занятии большая часть деловых оживлений была связана с работой в шестёрках. Но этих деловых оживлений могло быть явно больше. Например, если бы ученики в своих шестёрках начали выискивать и выписывать из учебника 5+5+5 слов/терминов не в одиночку, а сообща, то эффективность занятия была бы ещё выше.

___И под занавес, о приёме оформления промежуточных результатов. Замечательно, что модификации этого приёма были осознанно или интуитивно использованы на занятии. Например, если ученики поделились, то они  рассаживаются по одну и другую сторону. А если команды поделились на половинки, то одна уходит в гости к соседям, тогда как другая остаётся принимать «гостей» из другой команды.

___Развитием этого приёма может быть такой организационный ход. Судьям свою отметку за работу соседней шестёрки (представленную их «защитным звеном»), надо было сообщать не только устно, но и выставлять на доске. Тогда следующий этап – смена ролей – прошла бы  ещё более мобилизованнее.  Что сказалось бы на темпо-ритме работы всего класса… Тогда дело, глядишь, дошло бы до воссоединения прежних «судейских» и «защищавшихся» половинок каждой команды, для обмена своими впечатлениями об испытании соседями «на прочность» их командной работы.

___Но эта методическая кухня уже из «зоны ближайшего развития» (по Выготскому), в которую – как мне кажется – вы, Антон, не преминете в ближайшем будущем с любопытством заглянуть.

___С уважением

Вячеслав Букатов

.

п е р е й т и   к   т е к с т у   п и с ь м а   и   п е р е ч н ю   р е п л и к – к о м м е н т а р и е в

.

.

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистике Кажется нашёлся ключик к решению (химия, 10 кл.)

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика