меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

«Шапка вопросов» на уроке литературы

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрШАПКА ВОПРОСОВ как «тема с вариациями»

______________________________________________________________________________

Александра Ершова,
Вячеслав Букатов

«Шапка вопросов» на уроке литературы

Два учительских подхода — традиционный и социо-игровой — к работе с текстом романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

_____Учительница литературы для урока по изучению романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» подготовила следующие задания: — Назовите «униженных и оскорбленных» в романе.

_____— Встречались ли мы с такими персонажами раньше?

_____— Найдите и прочитайте места, показывающие отношение автора к «униженным и оскорбленным».

_____Сами по себе задания, казалось бы, не вызывают сомнений в готовности учителя к уроку. Но уже первое запланированное задание не заинтересовало старшеклассников. В ответах они были лаконичны и равнодушны. Не реагируя на пассивность класса, учительница продолжала задавать вопросы, вытягивая из учеников запланированные ответы, не обращая внимания на насильственный характер такого «мертвого» общения. Видимость урока обеспечивается. Ученики, как обычно, замкнуты, пассивны. Они не поднимают рук, неохотно перелистывают страницы, прячут глаза. Те, кого вызывает учитель, встают с места очень медленно.

_____Учительница предоставляла-навязывала инициативу ученикам в очень узких рамках. И ученики в ее поведении угадывали обычный уже для школьного урока подтекст: вы можете отвечать, но давайте только тот ответ, который я от вас жду! Учителя действительно часто ждут от детей не их собственного мнения ( «Малы еще — знаем, какое у них может быть мнение!» — внушает себе учитель, общаясь даже со стар­шеклассниками), а послушного повторения формулировок учебника или того, что им было сообщено на этом или предыдущем занятии.

_____Другая же учительница — сторонник социо-игрового направления — не побоялась устроить на своем занятии некое подобие «детского сада». Основу урока составило задание «Шапка» вопросов (в своё время подробно разработанное А.П.Ершовой).

Игровая атмосфера

_____Старшеклассники, сдвинув парты с привычных мест, стоя (!) писали на полосках бумаги свои вопросы по роману Достоевского и, скатав полоску в трубочку, относили ее в одну из «шапок», лежащих на подо­конниках. Таких «шапок» было ТРИ. В одну старшеклассники складывали записки с вопросами для проверки знания текста; в другую — связанные с выяснением того, как относится отвечающий к изложенному в записке мнению о романе, суждению о персонажах, и в третью «шапку» складывались вопросы по роману «Преступление и наказание», на которые спрашивающий ученик сам затруднялся ответить.

_____Среди вопросов в первой «шапке» были, например, такие: «Сколько раз Порфирий Петрович встречался с Раскольниковым?»; «В какой части романа больше всего глав?». Примеры из второй: «Мне не нра­вится Раскольников, особенно за его отношение к сестре, а тебе?»; «На месте Сони я не стала бы давать деньги отцу [Семену Захаровичу Мар-меладову] на водку.  Я права?» И, наконец, примеры из третьей «шапки»: «Я не понимаю, зачем Раскольников сам во всем признался»; «Мне непонятно, чему учит роман. За что некоторые любят Достоевского?» и т. п.

_____Трое учеников (по желанию) вытянули по одному вопросу из каждой «шапки» и после небольшой подготовки, во время которой можно было пользоваться текстом романа, ответили на вопросы. Пока они готовились, остальные ученики, разделившись на пары, обсуждали свои вопросы и возможные ответы на них. Когда начались ответы добровольцев, класс слушал их с большой заинтересованностью. Оказалось, что они интересно отвечали и обстоятельно излагали свое мнение даже по вопросам явно несерьезным. И те, кто их задал, в первую очередь были поражены возможностью серьезно на такие вопросы отвечать.

_____Задание настолько понравилось, что ученики стали настаивать, чтобы учитель еще раз разрешил, теперь уже другим желающим (число которых быстро возросло), испытать себя на вопросах из «шапок». Педагог как бы нехотя согласился, но с условием: так как время ограничено, то к «шапкам вопросов» выйдут только пять учеников и они (в случае надобности — при поддержке своих напарников из числа оставшихся) ответят только на один вопрос.

_____Было даже странно видеть, что учитель не понукает учеников отвечать на вопросы, а, наоборот, вынужден ограничивать инициативность, захлестнувшую класс.

Как подстелить соломку

_____Обратим особое внимание: чтобы снять возможные отказы учеников придумывать и записывать вопросы, учитель разрешил задавать практически любые вопросы по каждому из трех типов. Он даже привел шутливые примеры по выяснению «знания книги»: «Сколько стоит книга?», «Сколько букв в названии?». Такие примеры вызывали у старшеклассников улыбку, и ни один из них в своей записке эти вопросы не повторил.

_____В конце урока учитель предложил ученикам прикинуть, как бы их пара стала отвечать, если бы ей достался вопрос из примера, приведенного учителем в начале урока? Самыми интересными вариантами ученики признали следующие: на вопрос о стоимости книги отвечать о ее духовной стоимости для человечества; в ответе же на вопрос о количестве букв обратить внимание на «философию» слов, составляющих название романа. Были предложены словесные цепочки: преступление — переступить (что?), ступня, ступа, исступление; наказание — казнь, наказ, сказ, сказание.

_____Учителю удалось предупредить отказы старшеклассников тянуть вопросы из «шапок» и игровым азартом, и тем, что сначала к доске тли только желающие, которые не боялись отвечать на вопросы своего же товарища, а не проверяющего.

Стиль каждого дня

_____Игровой стиль обучения предполагает изобретательность учителя. Но отнюдь не все педагоги готовы к этому. Поэтому они защищаются частоколом вопросов: «А как же программа?»; «А вдруг они ничего знать не будут?»; «А что скажет завуч?»; «А как они справятся с районной контрольной?» и т. д.

_____Чем старше ученики, тем, видимо, более скромное место игра может занимать среди других, традиционных форм обучения. Но место это найдется всегда. Энтузиасты — учителя общеобразовательных школ, преподаватели и студенты педучилищ, пединститутов — подтвердили это своими успехами на уроках физики, химии, литературы, педагогики, мировой художественной культуры, анатомии. Хотя, напоминаем, увлечение игровыми подходами в общеобразовательной школе (средних и старших классах) и в учреждениях среднего специального и высшего образования не носит массового характера, к которому мы и не стремимся. Иначе предлагаемый нами стиль воспринимался бы как очередное модное педагогическое «умопомрачение» и не более.

С чего начать?

_____Овладение игровыми возможностями обучения лучше начинать с двигательных заданий. Они, как правило, несложны ни по движениям, ни по условиям. В отличие от «дидактических игр» (как правило, скучных), в играх двигательных сразу видно, успешно или нет их выполняют.

_____Двигаться, соревнуясь на скорость, точность, одновременность, без ощущения участниками полноты протекающей сейчас жизни — невозможно. А полнота эта создается и ученической инициативностью, и деловой увлеченностью, дружественностью и уверенностью в возможности победы.

_____Читатель может вспомнить, что разные двигательные игры-задания используются на уроках физкультуры, в зале, где много места, не мешают столы и стулья. Но эффект живых глаз, живых реакций, живых мыслей будет в несколько раз больше, если двигательные упражнения использовать на уроках и русского языка, и математики, и чтения. Например, в седьмом классе после диктанта педагог оставшуюся треть урока посвятила скоростной эстафете по рядам. Ученики каждого ряда по очереди подбегали к доске и писали в столбик по одному словарному слову с непроверяемой гласной. Как только один садился на свой стул, к доске устремлялся следующий. Условие: если слово было уже написано учениками какого-нибудь ряда, то повторять его нельзя.

_____Победителей устанавливали дважды. Первый раз — какой ряд быстрее, второй — какой грамотнее. Во втором случае каждому ряду по жребию был определен «не свой» столбик слов для проверки, и ученики, собравшись (по рядам) в кружок, выясняли все недочеты и ошибки, после чего сообщали свою оценку проверяемому ряду (именно ему, а не учительнице, которая удачно поделилась с классом своей судейской ролью).

.
.
.

1 comment to «Шапка вопросов» на уроке литературы

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика