Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

«Ребёнок 2010 года»

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»«Ребёнок 2010 года»

_______________________________________

ФЕЛЬДШТЕЙН Давид Иосифович

вице-президент РАО, председатель Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Министерства образования и науки РФ

«Ребёнок 2010 года»: Психолого-педагогическая значимость эволюционных изменений в развитии современного ребенка

Конспект-выборка (подготовленный В.Букатовым) по материалам доклада Д.И. Фельдштейна «Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития» на расширенном заседании президиума Российской Академии Образования 19-20 апреля 2010 года в Нижнем Новгороде// полный текст доклада: Культурно-историческая психология. 2010. №2. [C. 98-104]

[1. Введение в проблему]

[2. О современных дошкольниках] открыть в новом окне

[3. О младших школьниках] открыть в новом окне

[4. О подростках и юношестве] открыть в новом окне

.

.

[1.Введение в проблему]

.

«Ребёнок 2010 года» разительно отличается не только от того «Дитя», которого описывали Коменский и Песталоцци, Ушинский и Пирогов, Выготский и Пиаже, Корчак и другие великие детоводители прошлого, но даже качественно отличается и от ребенка 90-х годов двадцатого века. И это страведливо для всех возрастных категорий: от младенцев и дошкольников до подростков и старшеклассников.

При этом ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим!

Сравнительные исследования убеждают, например, в том, что каждые пять лет «ай-кью» ребенка увеличивается примерно на один балл. Что свидетельствует о необычайно быстрых темпах психологической эволюции.

.

Изменения современного ребенка связаны не только с социокультурными процессами в современном обществе, но и с интенсивнымэволюционным саморазвитием современного человека.

Эволюционные изменения проявляются, например, в астенизации, тенденции к леворукости, ювенилизации, грацилизации (снижение общей массивности скелета), андрогонии (одновременное проявление маскулинности и фемининности)и др.

Современным детям более свойственна креативность нежели эктравертированность, самодостаточностью нежели независимость мышления.

И дело не только в том, что нынешнее поколение растущих людей значительно опережает в своём развитии всё предшествующие, обладая многими новыми возможностями. Причём речь идет не о необычной когорте детей-мессий или так называемых детях-индиго, у которых наблюдаются уникальные феномены и таланты, а о всей популяции современных детей, глубинных изменениях их восприятия, внимания, памяти, сознания, мышления, характера их ориентаций и прочих характеристик.

Буквально на наших глазах произошел сдвиг возрастных границ детства. Педагоги не могут игнорировать тот факт, что нынешние дети позднее проходят через два ростовых скачка, то есть два кризисных периода развития.

Так, первый скачок, называемый предростовым, судя по имеющимся сейчас данным, приходится в наши дни не на старший дошкольный возраст – шесть-шесть с половиной лет, как тридцать лет назад, а на семь-восемь лет. Второй скачок, называемый пубертатным, связанный с процессом полового созревания, также отодвинулся с пятого-шестого на восьмой-девятый класс для девочек и девятый-десятый для мальчиков.

.

В числе важнейших причинных факторов, оказывающих огромное воздействие на физическое, психическое, в том числе  интеллектуальное и эмоциональное развитие растущего человека, выступает интенсивный натиск информационных потоков, прежде всего телевидения и Интернета.

Если еще два-три десятилетия назад ребёнок развивался в основном в условиях малого (и/или определенного) конкретного социума – семьи, класса, ближайшего окружения, дворовых компаний, пионерской, комсомольской организаций, то сегодня ребёнок поставлен в принципиально новую ситуацию – ситуацию разорванных связей, когда уже с дошкольного и младшего школьного возраста он вынужден находиться в огромном развернутом социальном пространстве. Где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей, и открывая бесконечное поле для разного рода непривычных и неизвестных форм отношений, связей, действий.

Причем эта информация, часто не имеющая системно-логической и(или) структурно-содержательной  и связи, внезапно-непредсказуемо появляясь в жизни ребёнка начинает бисерно и ломано вписываться в процесс его интеллектуального, эмоционального и социального развития.

.

Взрослые перестают быть авторитетными проводниками детей по лабиринту знаний. Попадая в информационный лабиринт медиа-потока, дети начинают ориентироваться не на авторитет взрослых, а на информацию, поступающую вроде бы «ниоткуда».

По мере того как современные электронные медиа всё больше и больше размывают границы информационной доступности, любопытство детей сменяется цинизмом и(или) самонадеянной заносчивостью…

Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.

Такие дети ранимы, повышенно чувствительны даже всего лишь к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих.

Они запоминают преимущественно негативные события. Что ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга» и проявляется в   устойчивом переживании тревожности.

Причём возникновение и закрепление тревожности в психике современного ребёнка связанно с неудовлетворением его потребностей, являющихся  ведущими для данного возраста.

.

Резко возрастает (а в некоторых регионах даже начинает количественно преобладать) такая категория детей, которую по нейропсихологическим показателям следует считать «пограничной» между нормой и патологией.

В то же время, всё увеличивающуюся, слава Всевышнему, составляет категория одарённых детей. Среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей – лидеры, и дети «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах – художественно одаренные дети, и дети, обладающие двигательным талантом.

.

Особую тревогу вызывают факты и факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану (начиная чуть ли не с младенческого возраста). В результате появления особой потребности в «экранной стимуляции», собственная деятельность ребенка оказывается заблокированной.

Экранная зависимость приводит:

– к повышенной рассеянности (неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии);

– отсутствию интересов (дети теряют способность и желание чем-то занять себя, они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений);

– к перманентному чувству непричастности и(или) одиночества (им не интересно общаться друг с другом).

.

Знаменательно, что у современных детей начиная уже уже с подросткового периода на первый план выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла жизни. Возрастает их критичность по отношению к взрослым (то есть фиксируются новые характеристики в их социальном развитии).

При этом наблюдаемый сейчас всплеск индивидуализма подростков, вернее, ярко выраженное их стремление к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального «Я», приводит к созданию разнообразных неформальных объединений, удовлетворяющих их потребность в самовыражении, эпатаже, вызове и демонстрации своих отношений к миру.

К сожалению, многие из этих детских сообществ принимают контркультурную, асоциальную и антисоциальную направленность. В виду имеются не только сатанисты, панки, металлисты, основные ценности которых сводятся к хаосу, анархии, вандализму, допингу, что чаще всего и приводит их в преступную среду, но речь идёт и о достаточно распространённом в современной России движении ЭМО (эмо-киды), охватывающих детей с 15-летнего возраста, которым свойственна капризность, «выученная» беспомощность, кардинальная смена настроений, рафинированный инфантилизм.

.

Следует признать, что в целом мы всё еще плохо знаем социальную ситуацию функционирования и новые характеристики процесса развития современного ребенка. В создавшихся условиях роль школы как никогда ранее не просто возрастает, но и меняется, – должна измениться! –  определяя, в том числе, и ответственность при определении педагогических целей, задач, принципов организации, типов подачи знаний, ориентируясь не только на объем, но и на раскрытие умения, способов приобретения, развития способности детей мыслить. Еще Фридрих Ницше замечал, что «школа не имеет более важной задачи, как обучить строгому мышлению, осторожности в суждениях и последовательности в умозаключениях».

И сегодня, когда не просто расширилось, а качественно изменилось знаниевое пространство, по-прежнему непреложной остается истина, что только целостная, стоящая на фундаменте культуры и науки система знаний, дает личности свободу мысли, превращает «человека толпы» в личность.

Выявление путей реализации новых возможностей детей, определение особенностей овладения ими мыслительными операциями, действиями, раскрытие резервов и возможностей перестройки учебного процесса, моделирование в нем творческих ситуаций (не зацикливаясь только на классно-уровневой системе), поиск новых индивидуальных и коллективных форм обучения, мобилизующих возможности ребенка, ставящих его в ответственную позицию, связанную с восприятием окружающего мира во всех его проявлениях – это не просто комплекс наших с вами задач – это наша ответственность.

.

[1. Введение в проблему]

[2. О современных дошкольниках] открыть в этом окне

[3. О младших школьниках] открыть в этом окне

[4. О подростках и юношестве] открыть в этом окне

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»«Ребёнок 2010 года»

.

.

Яндекс.Метрика