Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Найди БУКВУ

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу

_______________________________________________________

По материалам кн.: Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приемов обучения

(Серия «Я иду на урок»,  М., 2000 и 2002)

Найди БУКВУ

___
Универсальное игровое задание с сильным пропедевтическим эффектом. Ученики объединяются по тройкам (четверкам или шестёркам, но на худой конец – по парам). За оговоренный период времени (1-1,5 минуты – не больше) все выпи­сывают слова из незнакомого текста, в написании которых есть оп­ределенная буква (она крупно пишется на доске).

Время засекается по секундомеру. Текст может быть и простым и сложным, но его объем не должен быть очень большим (от поло­вины до 1 страницы). В случае необходимости можно заранее огова­ривать границы: «Работаем только во втором и третьем абзаце на странице 153». Времени следует отводить столько, чтобы его явно было бы недостаточно для поиска/выписывания абсолютно всех слов с заданной буквой (то есть смысл блиц-соревнований не в том, кто найдёт всё, а в том, кто за одно и тоже время, умудрится найти больше).

После каждого кона выясняется победитель. Новый кон — новая буква, хотя текст (или фрагмент) обязательно (!) остается прежним.

После 3—4 конов ученики невольно знакомятся с текстом – по драмогерменевтике «обживают» его (откр. в новом окне). Особо подчеркнём, что такое непритязательное, поверхностное знакомство создает очень благоприятные условия для дальнейшего углубленного изуче­ния содержания напечатанного.

Напомним, что наука о понимании — герменевтика — учит, что всякое понимание на­чинается с выискивания чего-то знакомого. Но это выискивание бывает затруднено кажу­щимся обилием незнакомого (так происходит и на уроке при изучении, на­пример, новой темы). Возникает испуг, блокирующий понимание и всякую ученическую деятельность, направленную на возникновение этого понима­ния.

В таком случае возможна «бесцельная» манипуляция, блуждание, по ходу которой ученикам в незнакомом и пугающем тексте начинают открываться хорошо знакомые стороны. Впечатление незнакомого проходит. Тогда и воз­никают условия для пристального внимания к подробностям, появляются неиссякаемые вопросы. Непонятное становится уже «понятно-непонятным». Происходит разблокировка личностного понимания.

Так складывается обживание человеком нового: информации, процесса, явления. И обживание это является серединой пути от равнодушного непонимания к заинтересованному объяснению собеседнику глубин понятого (по­дробнее см.: Ориентиры: основные положения драмогерменевтики // Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке; или Режис­сура поведения учителя.– М.,1998).

Отметим, что для «обживания» можно считать не только те или иные буквы, но и запятые, точки, определённые грамматические (или синтаксические) конструкции. Примеры см.:

«Слово о полку Игореве» и герменевтика урочного проектирования

Комм.3: ДВОЙНОЕ ДНО к уроку ФИЗИКИ в 11 кл.

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу

.


оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика