Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → СБОРНИК игровых приемов, средств и способов обучения → Раздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу
_______________________________________________________
По материалам кн.: Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приемов обучения
(Серия «Я иду на урок», М., 2000 и 2002)
Найди БУКВУ
___
Универсальное игровое задание с сильным пропедевтическим эффектом. Ученики объединяются по тройкам (четверкам или шестёркам, но на худой конец – по парам). За оговоренный период времени (1-1,5 минуты – не больше) все выписывают слова из незнакомого текста, в написании которых есть определенная буква (она крупно пишется на доске).
Время засекается по секундомеру. Текст может быть и простым и сложным, но его объем не должен быть очень большим (от половины до 1 страницы). В случае необходимости можно заранее оговаривать границы: «Работаем только во втором и третьем абзаце на странице 153». Времени следует отводить столько, чтобы его явно было бы недостаточно для поиска/выписывания абсолютно всех слов с заданной буквой (то есть смысл блиц-соревнований не в том, кто найдёт всё, а в том, кто за одно и тоже время, умудрится найти больше).
После каждого кона выясняется победитель. Новый кон — новая буква, хотя текст (или фрагмент) обязательно (!) остается прежним.
После 3—4 конов ученики невольно знакомятся с текстом – по драмогерменевтике «обживают» его (откр. в новом окне). Особо подчеркнём, что такое непритязательное, поверхностное знакомство создает очень благоприятные условия для дальнейшего углубленного изучения содержания напечатанного.
Напомним, что наука о понимании — герменевтика — учит, что всякое понимание начинается с выискивания чего-то знакомого. Но это выискивание бывает затруднено кажущимся обилием незнакомого (так происходит и на уроке при изучении, например, новой темы). Возникает испуг, блокирующий понимание и всякую ученическую деятельность, направленную на возникновение этого понимания.
В таком случае возможна «бесцельная» манипуляция, блуждание, по ходу которой ученикам в незнакомом и пугающем тексте начинают открываться хорошо знакомые стороны. Впечатление незнакомого проходит. Тогда и возникают условия для пристального внимания к подробностям, появляются неиссякаемые вопросы. Непонятное становится уже «понятно-непонятным». Происходит разблокировка личностного понимания.
Так складывается обживание человеком нового: информации, процесса, явления. И обживание это является серединой пути от равнодушного непонимания к заинтересованному объяснению собеседнику глубин понятого (подробнее см.: Ориентиры: основные положения драмогерменевтики // Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке; или Режиссура поведения учителя.– М.,1998).
Отметим, что для «обживания» можно считать не только те или иные буквы, но и запятые, точки, определённые грамматические (или синтаксические) конструкции. Примеры см.:
— «Слово о полку Игореве» и герменевтика урочного проектирования
— Комм.3: ДВОЙНОЕ ДНО к уроку ФИЗИКИ в 11 кл.
.
.
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → СБОРНИК игровых приемов, средств и способов обучения → Раздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу
.
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.