Разбор ПОЛЁТОВ → Математика
[2] Сам себе РЕЖИССЁР → МАТЕМАТИКА
______________________________________
МОУ «Оболенская средняя общеобразовательная школа» Серпуховского района Московской области
Как мы ОБЖИВАЛИ никому не понятный косинус
Учитель: Травина Ольга Павловна
Геометрия; 8 класс (17 человек); декабрь 2011
Тема «Косинус угла»
Самым непонятным словом оказался «КОСИНУС». Иллюстрацию к этому слову сделать никто не смог. Пришлось «всем миром» отправиться в учебник и искать там объяснение…
О.П.Травина во время выступления
в Доме учителя (Москва, 2007)
Объединила класс в малые группы по 4 человека. Использовала приём «Колечки» (оставшийся ученик присоединился к одной из групп по «обоюдному» желанию).
.
Работа с посыльными
- Задание Каждая группа получила написанный на листе набор слов: прямоугольным, если, угол, треугольник, есть, называется, у него, прямой. Из этих слов сложить фразу [см.: Фраза (предложение) с ЗАДАННЫМИ словами]. Подготовить иллюстрацию в тетради (работать стоя, при готовности сесть). Прочитать свой вариант фразы каким-то особым способом
(Треугольник называется прямоугольным, если у него есть прямой угол)
Это всё прошло очень быстро и увлечённо. Выполнение заняло минуты три. «Озвучка» была интересной. Одна группка читала свою фразу по одному слову, другая – дружным хором. Был и такой способ: группа взялась за руки, построила прямой угол и произнесла составленную фразу наизусть.
- Задание Составьте несколько вопросов по теме «Прямоугольный треугольник».
Пришлось группкам полистать учебник, вспомнить что-то… Вопросы задавали, перекинув мяч в ту группу, которая будет отвечать. Те, кто спрашивал, были «судьями». Они сообщали, правильный ли ответ дала группа или нет. Вся эта работа группами выполнялась весело и быстро.
- Задание Составить предложение со словами: катет гипотенуза, урок, вечер.
Расчёт мой был таким: заданный «винегрет» должен помочь «математическим» словам (терминам) прижиться в повседневном словарном запасе восьмиклассников.
[ворчалка от букатова: жаль, что нет примеров; четыре группки – четыре примера; ведь интересно, у каких-нибудь групп совпали варианты или нет? – В.Б.]
.
Смена состава «малых групп» Самый высокий и самый низкий перешли в соседние группы (один в левую, другой в правую).
[комментарий от букатова. Уважаемые посетители сайта, при смене состава «малых групп» (двое из четырёх – «обновляются» за счёт соседей) не спешите повторять приём «самый высокий – самый низкий», у детей он может вызвать всплеск закомплексованности. Правда на уроках у самой О.П. такого – на удивление! – не происходит. Я бывал на её уроках и видел, что «бешенный» темпо/ритм и фантастическая рабочая деловитость даже махонького местечка в головах учеников не оставляют для появления мысли о какой бы то ни было обиде (такое впечатление, что – «назначь» О.П. для перехода к соседям, скажем, «самого толстого и самого тощего» в команде – и это прошло бы у обидчивых восьмиклассников без всяких обиняков). Но злоупотреблять подобной «экстремальной психотерапией» опасно. Поэтому напомню безопасные приёмы: второй по алфавиту полных имён (или отчеств), последний по номерам квартир (или дню/месяцу рожденья), по считалочке, по старшинству, по ранее установленной в команде очерёдности (1-2-3-4), по самым длинным и самым коротким волосам и т.д. – В.Б.]
- Задание Из п.62 на стр.102 и 103 выписать из текста слова на буквы:к,о,г,с. Результаты записать на доске.
Каждая группа по жребию получила свою букву. Оказалось, что на букву «с» слов не нашлось! Перепроверили, ещё раз всё прочитали, не нашли.
[ворчалка от букатова: для четырёх команд нужно было предложить 6-7 букв для жеребьёвки. Чтобы не только всем досталось, но ещё и осталось… – В.Б.]
- Задание Из всех написанных на доске слов каждому ученику выбрать самые непонятные и проиллюстрировать их в своих тетрадях.
[ворчалка от букатова: жаль, что было дано невнятное условие. Лучше поточнее указывать «деловые ограничения»: не просто «самые непонятные», а «ДВА самых непонятных» (или ТРИ, но чаще всего лучше, когда ОДНО, зато у каждого в команде своё).– В.Б.]
Через две минуты всем командам предложила оставить свои тетради и перейти в соседнюю группу. Только в одной из тетрадей можно что-то поправить, дорисовать, а затем вернуться на место. Самым непонятным словом оказалось слово «КОСИНУС», иллюстрацию к этому слову сделать никто не смог. Пришлось «всем миром» отправиться в учебник и искать там объяснение… В результате выяснили, что косинус угла – это ЧИСЛО, которое «проживает» в прямоугольном треугольнике.
.
Смена состава групп (… «самые длинные и самые короткие волосы» отправляются к соседям: одни к соседям справа, другой к соседям слева …) В новом составе группки стали решать учебные задачи. А итог урока был таким:
- Задание Разгадать зашифрованное письмо, используя знания, полученные на сегодняшнем уроке: к. у. р. о. к. к г. (Косинус угла равен отношению катета к гипотенузе [см.:Аббревиатуры (сокращенные названия) + Письмо из букв])
Р.а.з.г.а.д.а.л.и.!!! Будем надеяться, что понятие «косинус угла» найдёт своё достойное место в головах сегодняшних школьников.
[реплика от букатова: Ольга Павловна, большое СПАСИБО за такие уроки! Вы действительно на них умудряетесь «не учить»! А ученики на ваших уроках действительно активно и двигаются, и общаются, и меняют свои рабочие мизансцены – другими словами «133 ЗАЙЦА»! Спасибо и за то, что выкраиваете время, чтобы поделиться своим социо-игровым опытом! – В.Б.]
.
Разбор ПОЛЁТОВ → Математика [2] Сам себе РЕЖИССЁР → МАТЕМАТИКА
.
Ольга Павловна, большое спасибо за урок.
Я у вас нашла для себя огромное количество новых приёмов:
* составить предложение из слов и прочитать его каким-то особенным образом;
* задавать вопрос, бросая мячик;
* составить предложение со словами;
* слова на нужную букву мы искали все вместе. Мне понравился ваш вариант, когда дети вытягивают букву и ищут слова;
* никак не начну использовать приём с рисованием.
Ольга Павловна, вы столько успели за урок!
про самый высокий -низкий. Не задумывалась или не замечала комплексов у детей по этому поводу. У меня, обычно, с радостью выбирается самый высокий и низкий. Ещё и споры возникают.