Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

«Географическое положение Африки» (7 кл.)

ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУчительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…

_____________________________________________________________________________________

___«Географическое положение Африки» (7 кл.)


Пять авторских реплик-дополнений к фотографиям с «гостевого урока», проведённого Ольгой Львовной Фоминой (географом и директором ср. школы села Павловичи Талдомского р-она Моск. обл.) в общеобразовательной шк. №3 Талдома

.

I. О планах: ВАГОН И МАЛЕНЬКАЯ ТЕЛЕЖКА

__Давать открытый урок для меня всегда было страшновато, а если урок нужно было проводить не только в чужом классе, но и в чужой школе — то есть предстояло давать «гостевой урок» по социо-игровой режиссуре — страшновато вдвойне. Но со временем (и с Вашей — уважаемый Вячеслав Михайлович — неподражаемой помощью)  проводить их становиться не только проще, но даже и интересней.

__И хотя подготовка к таким урокам непроста и требует много времени, зато результаты того стоят. Когда звенит звонок с урока, а чужой класс «и ухом не ведёт»:  все сидят за партами и с явным удовольствием продолжают выполнять групповую работу, и никто не собирается покидать свои рабочие места, — чувствуешь такую радость и гордость за себя и ребят, что уже не до воспоминаний о затраченных силах и времени.

__К уроку в Талдомской школе №3 я готовилась намного дольше, чем к гостевому уроку в Московской школе.  Потому что смотреть его и разбирать должны будут учителя, которые или только-только начинают в своей работе использовать социо-игровые приемы, или кто с такой методикой и вовсе еще совсем не знаком.

__Для первой группы учителей хотелось показать некоторые нюансы по созданию для учащихся возможности импровизировать прямо на уроке и даже самим выбирать интересующие их формы предстоящей деятельности. Нужно было показать способы осуществления одного из социо-игровых правил режиссуры «поведения учителя»: не навязывать свою точку зрения ученикам, а лишь слегка подтолкнуть их к активному действию.

__При такой режиссуре учитель теряет привычную позицию «главного героя».  Что мы и попытаемся сделать, наглядно показав учителям замечательные преимущества подобной потери.

__Ну и ещё учителям надо показать, как можно вовлекать в работу всех ребят. Как делить на группы. Как формулировать задания так, чтобы по ходу их выполнения состав самих групп оказался бы сменяемым.

__А для второй категории учителей мой «открытый урок» должен пройти без «шоковой терапии». Ведь на уроке ребята не будут сидеть на своих местах. Они смогут передвигаться, разговаривать друг с другом, спорить и иногда, отстаивая свою точку зрения, даже «не на шутку» ругаться в своей рабочей команде.

__Известно, что некоторые учителя не любят, когда на уроках ребята не смотрят им в рот, не выполняют их указаний. Для них идеальный урок сводится к безропотному выполнению учениками плана работы, накануне  задуманного их учителем. И, конечно, осознать, принять и одобрить те действия учителя и учащихся, свидетелями которых они станут на моем уроке, кому-то из учителей возможно будет не так-то и просто. Но к этому я была готова. Ведь когда-то я и сама разделяла подобные установки…

__Помнится, когда я первый раз увидела урок с использованием социо-игровых приемов, то мне подумалось, что это непонятное и шумное «скопление людей» не может быть уроком. Со временем все изменилось. И теперь то я хорошо вижу, что на таких уроках рабочие разговоры никому из ребят не мешают. А значит, не могут они помешать и учителю. Главное, чтобы все были при деле.

__Планы, планы… За один урок всего не показать, но так хочется…

Фото 1. В незнакомом классе всех необходимо вовлечь в двигательную активность

.

II. О тактике: ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ САМИМ

__А теперь о самом «открытом уроке» в СШ № 3 Талдома.

__Во-первых, 7 класс, на мой взгляд, как раз тот возраст, где ребята с удовольствием идут на контакт с любым учителем. Главное, что они хотят интересно работать. И этим надо пользоваться.

__Расспросив географа Талдомской школы №3, поняла, что у них на уроках был в основном упор на знание географических объектов, их расположение и характерные особенности. Подумав, решила дать семиклассникам возможность рисовать (пусть примерно, схематично) карты самим (!).

__На особенность размещения на карте того или иного из материков влияет отношение его расположения к экватору (или тропикам). С этого и начали. Сначала команды ребят на время (30 секунд) пытались запомнить расположение материка Африка (это для них был новый учебный материал). Затем из предложенных шести схематических вариантов им нужно было выбрать один правильный.

__Потом началась проверка версий. Так как материал был для них новым, то проверка проходила «от противного». То есть ученикам нужно было рассказать (в лучших традициях социо-игровой «режиссуры урока»), почему же не подходят те самые схемы, которые командой были отвергнуты.

__Глашатае от каждой команды с энтузиазмом начали показывать и объяснять, что где-то экватор расположен севернее, а где-то слишком южнее. Что, где-то тропики оказались явно не на месте…

__Из шести команд не справилась с заданием лишь одна. Но по ходу рассуждений «от противного» и они смогли обнаружить допущенную ошибку.

__Всё оставшееся время все команды постепенно дорисовали свои рукотворные схемы-карты Африки. На которых последовательно появлялись океаны и моря, острова и течения, реки и горы — все, о чём они должны были узнать в соответствии с учебным планом. Причем, работали в классе все. Ведь каждому же было интересно.

Фото 2. В каждой команде на рукотворной карте появлялись океаны и моря, острова и течения, реки и горы…

.

III. О проверке домашнего задания: СОБЕРИ И ОЗВУЧЬ

__Да, чуть не забыла рассказать, как проходила проверка домашнего задания и усвоения ранее пройденного материала.

__Каждая группа получила набор разрезанных частей. Из них нужно было составить определение, касающиеся океанов.

Фото 3. Первый этап проверки усвоения домашнего задания

__У каждой команды определение было своё. Потом все команды хором озвучивали свои версии.

__После этого каждой команде на полоске плотной (альбомной) бумаги надо было по памяти записать и уже самим разрезать любое из прозвучавших определений (кроме своего).

__После того как группы поменялись своими местами, им нужно было сложить и проверить записанную формулировку. И самое главное — вспомнить, какой же из соседних групп она была произнесена. Вспомнили почти все!..

Фото 4. Проверка работы, выполненной соседней командой

.

IV. Об основных приёмах: ВСЁ ТЕЧЁТ И ВСЁ МЕНЯЕТСЯ

__На уроке я то и дело пользовалась таким социо-игровым приёмом: всю информацию в команды я передавала через сменных посыльных. Я им тихонечко говорила о задании, а они каждый своей команде объясняли, что нужно тем нужно делать дальше.

__И конечно же, не забывала я и о «смене мизансцен» (команды то и дело менялись местами).

__На «гостевом уроке» мне удалось показать учителям и обмен заданий между группами. И конечно же групповую проверку соседей…

Фото 5. Учебные задания все группы получали через своих сменных посыльных

.

V. Впечатление со стороны: УХОДИЛИ ОЧЕНЬ ДОВОЛЬНЫМИ

Фрагмент из  письма учительницы истории Кузьминой Т.А. (с. Павловичи Талдомского района Моск. обл.) об «открытом уроке» Фоминой О.Л. в шк. №3 Талдома

__После своего «гостевого урока» я посетила и урок Ольги Львовны Фоминой. Она проводила географию в 7 классе. Хотелось бы рассказать о тех приемах, ученическая реакция на которые мне очень понравилась.

__После деления класса на команды Ольга Львовна предложила такое задание: каждая группа получила разрезанное на мелкие кусочки предложение из того параграфа, которое было задано на дом. Когда все сложили (готовность команды отмечалась её дружным вставанием), каждая группа хором прочитала свое предложение.

__А дальше еще интереснее. Все группы должны были записать на картонках предложение, которое запомнили (из прочитанных другими командами), и разрезать свою запись.

__Потом группы, поменявшись кусочками,  должны были проверить смысл разрезанного предложения и угадать, какая из групп произносила именно это предложение. Мне такой поворот очень понравился. Обязательно буду использовать этот прием в своей работе.

__Еще мне очень понравилось, как проходило образование новых групп. Сначала в каждой группе выбирались по два человек а (так как ребята совершенно не подозревали зачем, то никаких отказов или протестов не было). Выбранные вставали. И тогда О.Л. сообщала, что им нужно «по часовой стрелке» пересесть в соседнюю группу.  Сообразив как это сделать, ребята тут же молниеносно (!) меняли свои места.

__Об «объяснении нового материала». Никаких особых учительских объяснений не было, зато было много самостоятельной работы с новом материалом. Я историк, и на уроках мы с ребятами тоже много работаем с картами и атласами. Поэтому я особое внимание обратила  на такую интересную форму изучения нового.

__Все команды получили по 6 карточек с нанесенным контуром Африки и некоторых географических объектов. Каждой команде нужно было определить, какой из вариантов у них верный. (Задание было трудным, так как некоторые варианты были очень схожи с правильным, а времени для предварительного запоминания атласа дано было очень мало.)

__Затем ребята получили большие листы (формата А4) с контуром Африки. За определенное время (засекаемое учителем по часам) группы изучали атлас (в ракурсе полученного задания), а потом наносили по памяти географические объекты на свои шаблоны. Чей вариант будет точнее?

__Когда прозвенел звонок, и началась перемена, я отметила, что ребята уходили с урока очень довольными. Думается, ребята хорошо и надолго запомнят, где  и что находится в Африке. И после такого урока по карте они будут ориентироваться прекрасно.

.

.

перейти к содержанию подшивки «Учительские РАССКАЗЫ»

.

.ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУчительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика