Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

БАСНИ Крылова (9кл)

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих социо-игровых достижениях
Сам себе РЕЖИССЁРЛИТЕРАТУРА
_________________________

Рассказ студентки
факультета педагогического образования МГУ
Фёдоровой Дарьи Михайловны

.

«Обживание» текста
с последующей реконструкцией
его деформированного варианта

или Как девятиклассники аббревиатуры ПиЖЗ и СпД
на уроке литературы увлечённо отгадывали

Дарья Фёдорова: И хотя поработать со «смыслами»
времени не хватило, но всё-таки у меня получилось провести этот урок! Мне так показалось)))
Правда, можно было и лучше!..

Тема: И.А. Крылов. «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД» // 9 кл

.

Урок проводился в девятом классе. Этих детей я видела впервые и они меня тоже.

Время урока: мною была заявлена пара (то есть 2 академических часа), но дали мне провести только 45 минут. Так что времени для реализации моих планов было крайне мало…

Предлагаемые обстоятельства

По расписанию это был первый урок. Детишки пришли сонные и вялые.

Хочу уточнить на какой урок я пришла, как сложилось его проведение.  Ещё во время моего обучения Литература (а я училась в этой же школе и у этого же преподавателя), вернее час, отведенный на этот предмет, использовался учениками всегда не по назначению. Кто-то списывал домашнее задание к следующему предмету, кто-то делал его, а остальные занимались своими никак не связанными с литературой делами.

Работали три «калеки», в число которых входила и я (просто очень любила этот предмет, да и делать было особо нечего). Учительница пыталась что-то рассказывать, но никто не слушал (почти никто)…

Шум, гам. Или наоборот – сонная тишина.

За годы, проведенные мной вне школы, ничего не изменилось.

Были ученики, готовые слушать интереснейшие рассказы, но у большинства на эту пару (урок) планировались дела «поважнее».

Творческие завитушки

Итак, время моего урока началось.

Решила, что сперва мне стоит познакомиться со всеми. Я представилась – назвала имя и фамилию, написав на доске свои инициалы. И предложила классу поступить также – написать на доске свои инициалы.

Впервые две секунды никто не вставал. Тогда я решила их подтолкнуть: «Смелее! Не стесняемся!»

Встала девочка и с улыбкой до ушей пошла к доске.

Тут преподавательница, находящаяся в классе (она сказала, что хочет посмотреть и не дать меня «им растерзать») крикнула, чтобы вставали и выходили по одному.

«Э, нет», – подумала я. И возразила, приглашая всех детей к доске: «Не зря же я мелом запаслась!!! Мела много, всем хватит!»

Поток стал увеличиваться, и даже те, кто не хотел выходить (сидя на местах, говорили друг дружке или мне, что не хотят двигаться либо «я заполняю дневник») вышли и, протискиваясь к доске (кабинет партами заставлен – места было мало), с горящими глазами писали свои инициалы (см. эстафеты «до кучи»).

Потом девятиклассники сами посчитали количество записанных инициалов. Кто-то резюмировал, что записались все.

Пожалела, что забыла фотоаппарат. Детишки подошли «творчески» и некоторые сопроводили свои записи картинками или завитушками.

Роль двигательной разминки

Для настройки на работу мною были выбраны упражнения «руки-ноги» и «эхо».

Гениальные дети. Повторяли замечательно. И сложный ритм, и даже один единственный хлопок!!! Правда картину часто портил один и тот же молодой человек, сидящий на первой парте – порой он самым первым вступал со своими хлопками, не дожидаясь других. (Похоже, мне стоило им предложить расположиться так, что бы удобнее было взаимодействовать друг с другом).

При проведении этого упражнения класс был разделен на две группы (как нам показывал В.М.Букатов на своих занятиях): та, которая «ближе к окну», и – «ближние к двери».

Одна группа выполняла упражнение, а другая играла роль судей. После нескольких хлопков группы поменялись ролями (новый кон).

С «Руками–ногами» дело обстояло посложнее… Кто-то, садясь, забывал про поднятые руки и опускал их. Но зато с нежеланием отрывать свою попу от стула мы справились.

Настроение улучшилось как у детей, так и у меня. Появилась осознанность в лицах!..

Шум, гам, неразбериха

Далее, я предложила детям выстроиться у доски в алфавитном порядке по 3-ей букве фамилии (см. «Полукруг по алфавиту»). Договорились, что когда я досчитаю до 15, все должны будут построиться.

Тут я, правда, допустила небольшую ошибочку в порядке оглашения условия и задачи… Стоило мне начать со времени, как все заспешили поскорее построиться, так и не дослушав сам принцип построения. Начался шум, гам, неразбериха.

Но я просто считала. Громко считала. По мере выстраивания учеников  громкость их голосов уменьшалась…

Успели! Выбрались судьи. Двое. Проверили. Один с одного конца, другой с другого. Оказалось все правильно! Молодцы.

Всем захотелось повторить задание, усложнив условие. Тогда я предложила строиться 1) по номерам домов и 2) сократь временные рамки. Теперь я буду считать до 10. (как видите, я исправила свою ошибку – она показалось мне принципиальной)…

В счет не уложились. Повторяем «построение» заново. Теперь с номерами квартир.

Начали с первой закончили на 2001(не знаю, но почему-то мне это запомнилось особо). В отведенное время уложились и встали все правильно.

Хотелось бы отметить, что вначале ученики старались ориентироваться только на мою «учительскую» оценку: «Давайте мы номера назовем, а вы проверите!» Но я, следуя рекомендациям Букатова, была неумолимой и сразу же останавливала их «благородные» порывы.

Объединение в команды

В рабочие группы объединились по 6 человек. Тут были некоторые проблемы. Оказалось, что дети не умеют считать, но примерно секунд через 10 – так-таки справились: раз на уроке их было 19, то 1 человек оставался без команды.

Предложила этому ученику пойти в ту команду, где присутствует человек, который стоял слева от него при построении по фамилиям.

Но о ГОРЕ мне!!! В этой команде оказался человек, которому срочно нужно было переписывать русский. Поэтому, услышав, что команды должны пойти и обустроить себе место, он отделился от бригады, забился в угол и, отбиваясь от всех, стал списывать русский.

Решила его не насиловать. (Забегая вперёд, скажу, что в коллективных спорах он принимал достаточно активное участие.)

Теперь нужно было придумать название своей команде. Решила предложить – из инициалов имени и отчества. Кто готов – посыльный от команды выводит к дочке и выводит на ней придуманное название.

Придумали, подбежали (!), написали. Да ещё и картинки по-быстрому набросали… Заняло все эти действа ещё три минуты (всего-то).

Аббревиатуры басен Крылова

Вспомнили, какие кто знает басни Крылова. Написали названия в виде аббревиатур на доске рядом с названием команды. Заняло около 1,5 минут.

Тех, у кого было написано больше аббревиатур, попросила расшифровать авревиатуры соседей. Молодой человек в черном джемпере спросил, что значит сокращение: ПиЖЗ. Из соседней команды ответили – «Петух и Жемчужное Зерно».

Тут девушка из его команды вспоминает ещё одну басню, и добавляет сокращение, которого не было на доске СпД. Соседи отгадали: «Свинья под Дубом»!!!

Цепочка драмогерменевтических процедур

Положила на первой (свободной) парте листики с текстом басни «Лиса и виноград».

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД
Голодная кума Лиса залезла в сад,
В нём винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдёт,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: “Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьёшь”.

Сообщила, что каждая команда должна послать одного человека (нового посыльного) ко мне за листочком. (В.М.Букатов прав! – во всех командах ученики сразу же стали внимательно рассматривать текст, добровольно изучая содержание.)

Первое задание: найти и написать на доске самое длинное слово. Оно оказалось у всех одинаковое.

Второе задание: посчитать в тексте количество точек (посчитали, поспорили, учитывать ли точки в двоеточиях и в восклицательном знаке). Следующее задание: найти и написать на доске количество наречий в тексте. Парнишка из одной команды, посланный отобразить на доске итог группового подсчёта наречий, вышел к доске, прихватив с собой листик с текстом, и стал у доски пересчитывать. Его одногруппники возмутились и потребовали немедленного возвращения!..

Указанные на доске значения различались. Две команды затеяли азартный спор. Третья команда молчала, не спуская со спорящих вытаращенных глаз…

У первой команды ответ был: 6 наречий. У второй – 3 целых и 4/5 [четыре пятых].

Закономерно возникли вопросы:

1) что такое «3 целых 4/5»?

2) какие 6 наречий?

На первый вопрос девятиклассники из 2-ой бригады ответили– «Там слово не полностью пропечаталось!!! А так 4».

Оказалось и, правда, 4… найти больше не смог никто.

Восстановление деформированного текста

А время бежало…Оставалось 15 минут до конца урока…

Сообщила, что новым посыльным нужно подойти ко мне и обменять лист с текстом на другой листок.

Задание: «Дописать строчки басни, как помните. Даю 5 минут».

Работа тут же буквально закипела.

Глядя на часы, я периодически сообщала, сколько осталось времени («осталось две минутки…, минутка…, пятнадцать секунд … и т.д.).

Когда прошло 5 минут, я сообщила: «Время истекло! Все встали. Кто ещё не дописал – быстро дописывайте стоя». И ещё чуть-чуть подождав, произнесла: «Стоп! Отложите листочки. Листок с вашим творчеством оставляем на месте, написав на нем название своей группы, а сами пересаживайтесь на место соседней бригады. По часовой стрелке!»

Пересадка произошла моментально! Я была искренне поражена! Даже сейчас, когда я описываю этот момент, то испытываю внутреннее наслаждение!

«Теперь проверьте, как справились с заданием ваши коллеги и поставьте им оценку на листике. Даю на это одну минуту!»

На вопрос, как проверять, добавила: «Как считаете нужным! Исправляете то, с чем не согласны и отмечайте то, что больше всего понравилось!»


Проверили. Команда с преобладанием девочек справилась быстрее (она вообще была самой активной).


«Теперь все встали. Оставили листики на столах и перешли к соседям по часовой стрелке!» Перешли. «Теперь один человек из каждой команды пусть подойдёт ко мне и возьмёт оригинал». Так приятно видеть заинтересованность в глазах!


Но урок уже заканчивался… Правда, оставалась перемена…

Десять минут перемены: формулировки смысла

«Теперь проверьте судей и поставьте им оценку на листике и на доске рядом с названием их команды». Две команды получили 4 одна – 2.

«Отлично! Теперь вернитесь на свои первоначальные места. Прочтите эту басню ещё раз! И напишите на доске, в чём, по-вашему мнению, заключается смысл!»

Появившиеся на доске «смыслы» вызвали всеобщий интерес. Засияли улыбки…

В общем, формулировки были похожи. Но были и различия. Ученики относились к ним вполне серьёзно, как если бы то были мудрые и глубокие афоризмы.

Сказала им, что если кого-то особо интересует формулировка другой бригады, то стоит к расспросам  этой команды вернуться на досуге. А пока, пусть каждая команда приведёт рабочее место соседей в первоначальный вид.

Справились на удивление быстро!

Не только понятно, но и интересно

Вот и весь урок. Еле уложились (я же готовилась к уроку сдвоенному!). Даже использовали от перемены целых 10 минут!

И хотя поработать со «смыслами» времени не хватило (вместо двух запланированных уроков был только один), но всё-таки у меня получилось провести этот урок! Мне так показалось)))

Правда, можно было и лучше!..

Даже мальчик, списывающий русский язык, принимал участие в споре о наречиях.

P.S. Я считаю, что социо/игровые технологии обучения прежде всего  следует проводить на уроках по предметам, достаточно важным для детей, к которым они готовятся и ждут. А не на тех уроках, за счёт которых школьники решают свои проблемы. Во всяком случае, не в первый раз =)

Зато, если ученику нечем заняться, то он с радостью примет участие в познании себя и проявлении своих способностей. Такие уроки позитивно влияют на учащихся. На таких часах дети действую активнее и решительнее. И то, чего они боялись раньше, понемногу становится не только понятным, но и интересным.

Фёдорова Дарья Михайловна

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих социо-игровых достижениях
Сам себе РЕЖИССЁРЛИТЕРАТУРА

2 комментария БАСНИ Крылова (9кл)

  • Сергей Плахотников

    В разделе “Не только понятно, но и интересно” – опечатка. Во втором предложении первое слово – “Еле”.
    Спасибо))
    админ: благодарим за поправку; опечатка устранена. – админ

  • Гилаиева С., Зайцева М., Комиссарова О. (МГУ, почвовед. 3 к.)

    Урок полностью удался! Перечислим восхитившие нас моменты.
    Ясно, что дети явно не ожидали социо/игрового стиля урока, были сонными и планировали заниматься своими делами, но вы смогли перетянуть одеяло на свою сторону и вовлечь всех ребят в урок (особенно показателен пример с мальчиком, который всё-таки переписывал русский, но отвлекся и заинтересованно участвовал в спорах с одноклассниками, что говорит об определенных интересных моментах).
    Хоть поначалу было трудно вовлечь детей в процесс, но это у вас, Дарья, получилось. Конечно, большой минус был в том, что в классе присутствовала их постоянная учительница. Но вы смогли взять инициативу в свои руки (про мел), тем самым обратив внимание класса на себя и свою работу.
    Далее был этап, на котором необходимо было раскрепостить аудиторию и заставить их двигаться. И это получилось. Из описания мы поняли, что вы не очень продумали начальное расположение парт и не захотели их двигать на уроке. И получилось, что дети сидели как обычно, парами. И это чуть-чуть мешало им взаимодействовать (поэтому мальчик невпопад хлопал, так как не видел остальной класс, сидя за первой партой).
    Мы не совсем поняли, зачем надо было повторять задание с расчётом класса, если с первого раза всё правильно рассчитались за 15 секунд. Незачем было тратить на другие построения время от урока по литературе. :-(((
    Зато дальнейшее выполнение заданий вызвало у детей восторг и азарт, всё выполнялось и с интересом воспринималось ребятами. :-))) Но после выполнения восстановления деформированного текста, необходимо было сменить мизансцену, и проверить работу своих одноклассников (что тоже чрезвычайно важно в учебном процессе – самопроверка).
    В целом, мы считаем, что этот урок был крайне полезен и увлекателен для детей. При этом каждый из ребят понял, что сейчас важно именно его мнение и мнение одноклассников, а не мнение учителя. Девятиклассники смогли как вспомнить произведения Крылова, так и вовлечься в учебный процесс.
    Спасибо.
    Гилаиева С, Зайцева М, Комиссарова О. – студ. 3-го курса почвоведения МГУ

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика