Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Уроки ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ (7кл)

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров…

Сам себе РЕЖИССЁРИСТОРИЯ

____________________________

.Опасения оказались абсолютно напрасными

 

или «Режиссура урока» на ОБЩЕСТВОВЕДЕНИИ в седьмом классе

Жавнис Алиса Станиславовна

6 курс, факультет журналистики МГУ

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Об объединении в «малые группы»

О проверке домашнего задания с «Шапкой вопросов»

О диктанте с викториной «Покажи слово»

О результативности двигательных упражнений-разминок

◊◊◊◊◊◊◊

 

 

 

Вместо предисловия. Прежде чем начать свой рассказ о проведении занятий с использованием освоенных на «Режиссуре урока» методиках, я хочу рассказать немного о себе. Меня зовут Алиса, и учусь я на факультете журналистики МГУ. Придя на факультет педагогического образования (ФПО), я, конечно же, хотела получить квалификацию педагога русского языка и литераторы. Но – увы! – пед.специальностью для всех гуманитарных факультетов является только обществознание.

И вот сейчас я прохожу свою первую практику в школе. Ни для кого не секрет, что к такому предмету как обществознание у учеников школы весьма легкое отношение. Считается, что предмет этот  абсолютно «халявный», поэтому отношение к нему крайне несерьезное. Тут, как я подумала, наиболее полезны будут различные методики социо/игровой педагогики! И радостно поспешила на курс «Режиссуры урока». И вот что у меня получилось на школьных уроках…

 

Об объединении в «малые группы»

Большим педагогическим опытом я похвастаться пока не могу – моя практика длилась всего два месяца. Я преподавала обществознание в 6 и 7 классах. Как я уже подчеркнула, этот предмет в школе считается далеко не самым важным, да еще и я новый, к тому же молодой учитель… В общем, надо было завоевывать доверие и расположение детей к себе. Поэтому я старалась на каждом уроке применить хотя бы один метод социо/игровой педагогики.

Настоящей находкой в своей практике я признала метод разделения учеников на малые группы! Действительно, это, во-первых, сразу же мобилизует всех учеников (когда в группе 5 человек, дети понимают, что включаться в работу должны все, а не как класс 30 человек сидят… может спросят, может нет, можно «отсидеться»). Во-вторых, возникает дух соревнования, соперничества! Ребятам самим интересно и хочется  победить, разве это не лучшая мотивация?

Я послушала совет, данный нам на лекциях, что учителю не стоит разбивать детей на группы самому. Из предложенных вариантов разбивки я использовала следующие: колечки, заплатки, с помощью разрезанных открыток, а также различных считалочек и жеребьевок, в том числе тех, которые предлагали сами ребята – я всегда шла им навстречу.

Правда поначалу возникала такая проблема – ребята стремились объединиться в группы исключительно со своими друзьями. А с «врагами» наоборот: в каждом классе есть несколько изгоев и забияк, с ними никто не хотел быть в одной группе. Дети старались даже мухлевать при жеребьевке, чтобы разделиться на группы как им хотелось! Сначала я позволяла это. Но потом возникла проблема, что состав групп на каждом уроке у нас получается один и тот же. Тогда я и решила, что это не совсем правильно. Поэтому иногда приходилось прибегать к различным хитростям, чтобы вроде как и не я сама разделяла детей, но все-таки разбивать эти устоявшиеся коллективчики.

Например, когда разбор по группам был уже закончен, вижу это «опять двадцать пять». И тогда я говорила: «А теперь, три человека из каждой группы уходят в три другие РАЗНЫЕ группы по одному» или « Меняем всех четных/нечетных  по счету людей в команде на ребят из другой группы». К концу моей двухмесячной практики, как мне показалось, благодаря этим занятиям класс даже стал как-то дружнее, сплочённее. Дети стали больше общаться между собой, особенно мальчики и девочки, которые в этом возрасте обычно избегают общих дел с представителями противоположного пола. Изгои тоже стали практически полноправным членами классного общества (по крайней мере их уже никто не стремился избежать).

 

О проверке домашнего задания с «Шапкой вопросов»

Во время непосредственной работы на уроке я тоже старалась вставлять какие-то приёмчики.

Очень интересным и действенным оказался метод Шапки Вопросов! На дом детям было задано прочесть раздел из учебника, содержащий несколько параграфов про рыночные отношения и экономику, затрагивались такие темы как спрос, предложение, виды рыночного устройства страны ( капитализм, социализм, коммунизм) и т.д. Заранее все ученики были предупреждены, что нужно составить три вопроса по содержанию раздела, но так, чтобы это были не стандартные учебниковые вопросы типа «Что такое спрос?», а именно то, что их действительно заинтересовало. Пока дети кидали вопросы в шапку уже на уроке, я бегло просмотрела некоторые записочки… Каких только вопросов там не было! И «почему спрос определяет предложение, а не наоборот?», и «Почему дешевле покупать овощи не в магазине, а на рынке, а еще дешевле у бабушек у метро?», и «Почему некоторые товары, которые пользуются активным спросом, все равно снимают с производства?».

Особенно меня удивили вопросы «Как ты думаешь, хорошо ли экономическое устройство в нашей стране?» и «Почему мы перестали строить коммунизм?», попался даже вопрос «Как открыть свой бизнес в наш век капитализма». Прошу заметить, это СЕДЬМОЙ класс!!!

Метод Шапки Вопросов показался мне хорош опять же тем, что, во-первых, задействованы все ученики, во-вторых, честно, я даже не ожидала на него такой реакции – дети очень заинтересовались предметом! Стали живо обсуждать, спорить, доказывать…  И это по скучнейшей для седьмого класса экономической теме, входящей в состав курса обществознания!

 

 

О диктанте с викториной «Покажи слово»

Также очень веселым оказался урок с пантомимой, то есть приёмом Покажи Слово. Дети веселились, смеялись, играли… А на самом-то деле это был диктант по пройденным терминам! Уверена, что они даже не догадались об этом, а термины вспомнили, уточнили и запомнили абсолютно все! Точнее, наверное, двоечники запомнили даже лучше, т.к. игра увлекла в первую очередь их. Не могу не поделиться отдельными забавными зарисовками.

Итак, пройдя две больших темы (экономическую и про устройство государства), я решила устроить небольшую проверку терминов, но, опять же, применив методы социо/игровой педагогики. Дети разделились на четыре команды, я подготовила листочки с написанными на них терминами. По очереди представитель каждой команды выходил к доске, тянул один листочек и, прочитав термин, должен был изобразить его пантомимой. Разрешалось использовать любые подручные материалы, рисовать, привлекать к сценке людей из своей команды, нельзя было только говорить. А отгадывать слово должны были ученики из других команд.

И вот что, к примеру, нам удалось показать:

Демократия – ребята изобразили что-то типа выборов: все участники команды взяли свои  тетрадки и, демонстративно ставя на них галочку, подходили к избирательной урне, которую изображал тоже ученик. «Урна» попыталась сначала даже съесть (в прямом смысле этого слова!) «бюллетени», но общими усилиями нам удалось уговорить его не делать этого, а просто встать в раскоряку поставив ноги (как бы в форме прямоугольника) и сложить руки таким образом, чтобы они походили на щель в избирательной          урне, туда и складывались тетрадки-бюллетени.

Тирания – мальчик попытался изобразить Гитлера! Высокохудожественный портрет немецкого диктатора, изображенный на разлинованном тетрадном листочке, был приставлен к лицу. (Главными атрибутами этого портрета были, разумеется, косая челка и своеобразные гитлеровские усы.) Всю эту картинку сопровождал жест знаменитого нацистского  приветствия в виде выставленной руки.

Олигархия – команда, изображавшая олигархию, пошла еще дальше: ребята изобразили свое видение тусовки олигархов, причем один мальчик сидел с приколотой к груди табличкой (также сделанной из тетрадного листочка) с надписью «Я – Обрамович» (орфография автора сохранена).

В моей импровизированной викторине были еще и экономические термины.

Спрос – две девочки изобразили оживленную беседу (естественно, не произнося ни звука), и одна из них периодически ставили на доске знак вопроса.

Ну а экономический термин Предложение ребята додумались представить и вовсе как романтическое предложение даме сердца выйти замуж. Вот такая вот фантазия у ребят!

 

О результативности двигательных упражнений-разминок

И, напоследок, хочу сказать, что зря я недооценивала маленькие вставки двигательных упражнений на уроке! Раньше мне казалось, что это ненужная трата времени и без того короткого урока (после полуторачасовых пар в университете, школьные сорокаминутные уроки кажутся просто крошечными, сложно перестроится, и первое время я совсем ничего не успевала). На самом деле эти способы отлично настраивают на рабочий лад и помогают «проснуться» абсолютно всем. И в прямом смысле, когда мои уроки ставили первыми, и в переносном, когда к последнему уроку дети уже уставшие и надо их как-то расшевелить. Так что, в каком-то смысле, небольшая двигательная разминка на уроке обществознания даже экономила время – после неё ребята как-то дружно мобилизовывались.

Кстати, ещё интересное наблюдение: поначалу не все дети включались в двигательные разминки, кто-то «халявил» и не поднимался с места. Но, увидев, что все остальные, например, встают и машут руками, даже этим ленивцам приходилось присоединяться к классу, т.к. они, сидя на месте, очень сильно выделялись на фоне остальных и, соответственно, приковывали к себе ненужное им внимание. Правда, такое было только на самых первых моих уроках. И после трёх недель работы все ребята исправно принимались за разминку на любом этапе урока:  в начале, середине или в конце.

Ну и, конечно, эффектный способ привлечения внимания «Тот, кто меня слышит…» – это просто бомба! Действует безотказно! Я думала, что дети уже после первого раза перестанут «клевать» на этот приём, но мои опасения оказались абсолютно напрасными – он меня ни разу не подводил. Даже завуч, как-то раз без предупреждения зашедшая ко мне на урок, была в восторге.

.

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров…

Сам себе РЕЖИССЁРИСТОРИЯ

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

2 комментария Уроки ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ (7кл)

  • Светлана

    прекрасные советы, воспользуюсь обязательно. преподаю обществознание в 5-8 классах и думаю во всех классах данные советы пройдут на ура.

  • Дина

    Уважаемая Алиса. Всё получилось просто удивительно, ярко, захватывающе.
    Читала статью на одном дыхании. И ловила себя на мысли, что как только выйду на работу, обязательно воспользуюсь вашими методами, они превосходны.
    А то, что вы описали свои уроки с примерами, достойно отдельной благодарности. Все ваши рекомендации очень кстати.
    За всё огромное спасибо.
    Желаю вам творческих успехов!
    Побольше бы таких талантливых и преданных своему делу учителей…

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика