Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Эпопея с «ДИКТАНТОМ на ДРУЖБУ» (русск.яз.1кл)

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр«ДИКТАНТ на ДРУЖБУ»

Разбор ПОЛЁТОВНачальные классы

__________________________

Ольга Николаевна
Шишкова

Эпопея

с «Диктантом на дружбу»

в 1 классе

Рассказ О.Н.Шишковой
с репликами-комментариями В.М.Букатова

.

с о д е р ж а н и е
Реакция на перестановку
Как же нам смотреть на доску?
«Диктант» начался с «Колечек»
Главное – позаботиться об остальных
Работа посыльных
Взяв с собой синий карандаш
Вооружившись зелёным карандашом и исходным текстом
Потребность ощутили все

___________________________

В феврале я провела с первоклассниками «Диктант дружбы» (так стал называться у меня «хит» интерактивных технологий «Диктант на дружбу»).

Реакция на перестановку

Сразу подчеркну, что от социо/игровой технологии я иногда отступала. Например, столы в классе [см.реком.] переставила сама в четыре квадратных «гнезда».  И сделала это я не потому, что не доверяла детям. Просто мне интересно было увидеть реакцию детей на новое учебное пространство.

Первоклассники ещё не умеют скрывать свои чувства и эмоции. Утром, когда они заходили в класс, я наблюдала за ними, что дало мне много материала для собственного педагогического развития.

Большая часть ребят в недоумении застывала на пороге класса. И в течение нескольких секунд шло немое созерцание. Потом некоторые устремлялись в это пространство (столы стояли четырьмя квадратными «гнёздами», и дети могли по периметру сидеть вокруг них). Ребята ходили между столами и примерялись, выбирая, где же лучше присесть.

Один мальчик тяжело вздыхал, потому что никак не мог остановить свой выбор. В конце концов, он подошёл ко мне и спросил, где ему сесть. Я предложила сесть там, где для него удобнее всего. Он так и сделал, но потом свой выбор три раза менял.

Часть детей сразу от порога шла ко мне и спрашивала, с чем связана перестановка столов? Я «отделывалась» домашними заготовками: “возможно, нам так будет удобнее общаться”, “разве вам не хочется поговорить друг с другом?”, “давайте попробуем изменить обстановку в классе”.

Как же нам смотреть на доску?

Некоторых первоклашек беспокоил вопрос о том, как же они теперь будут смотреть на доску. На что я отвечала, что смотреть они будут не на доску, а друг на друга.

В такой изменённой обстановке прошли уроки математики и чтения*. По «золотым правилам» социо/игровой «режиссуры урока» [откр. в новом окне], все ребята менялись местами, вставали, двигались.

* Реплика-комментарий В.Б.: Прерву ваш замечательный рассказ – уважаемая О.Н. – вот каким соображением, связанным и с утренней «самовольной» перестановкой учителем парт в классе и монотонным подчёркиванием – пусть и невольным с вашей стороны – этой перестановки весь последующий учебный день.

Конечно, для учителя любопытство – вещь замечательная. Но одно дело посмотреть на реакцию детей и для этого самой утром переставить парты. И другое дело – весь день, на всех уроках по всем предметах сохранять эту свою перестановку. Напомню, что по «классической» схеме социо/игровых технологий каждая команда САМА (то есть своими руками) и НЕОДНОКРАТНО (в течении дня, а то и даже одного урока) оборудует себе «рабочее место». Соответственно и места, где будут составляться столы, выбираются самими командами.

Вполне возможно, что на новом уроке другая команда сдвинет свои два (или три) стола всего-то в каких-нибудь двадцати сантиметрах от того места, где на предыдущем уроке находилось «гнездо» соседей, в начале этого урока «разобранного». Но жалеть ни сил школьников, ни времени урока не стоит – всё вернётся СТОРИЦЕЙ. Так что подобные капитальные смены мизансцен весьма желательны. Потому, что они делаются руками самих учеников и по их ситуационно-взаимному соглашению. И тогда ученики на новом месте, как бы попадая «не в свою тарелку», реально начинают ощущать свою субъектность, осваивая «зону своего ближайшего развития» (термин Выготского).

Напомню, что в подобной «режиссуре урока» нуждаются все школьники. И первоклассники не являются исключением (хотя учёт «специфики возраста», разумеется, накладывает свои ограничения и на частоту и на темпо/ритм подобных изменений в мизансцене урока).

Но вернёмся к чтению вашего замечательного письма-отчёта – Вячеслав Букатов

Следуя советам социо/игровой режиссуры, я тоже двигалась между гнёздами. А они, привыкнув за 5 месяцев обучения в школе к тому, что постоянно могут смотреть меня, вовсю вынуждены были вертеться.

Один  мальчик на чтении вдруг сказал:

– Ольга Николаевна, я весь уже извертелся, не могу за вами уследить.

Про себя я улыбнулась, потому что обычно этот ребенок постоянно вертится и не может усидеть прямо. А тут вдруг, получив такую возможность, возмутился создавшимся положением.

Я сказала, что не обязательно держать меня в поле зрения. На что ребенок, тяжело вздохнув, согласился попробовать.

«Диктант» начался с «Колечек»

На третьем уроке я провела «диктант дружбы» (такое наименование получила у нас интерактивная методика «Диктанта на дружбу»).

В начале урока я сказала детям, что мы будем писать диктант дружбы [см.]. Сразу зазвучал вопрос:

– Как это? – Почувствовалось волнение первоклассников.

Я предложила сначала ребятам  выйти к доске. Разбиение на группы я провела  с помощью интерактивной технологии «Колечки». Мне было любопытно, как и что получится у малышей.

С первого раза ребята меня поняли неправильно. Услышав слово колечки, они мигом засуетились и стали создавать хороводы, пропустив мимо ушей надобность считать количество хлопков в ладоши.

Вспомнив разъяснения, что ошибка ученика – подарок и(или) подсказка учителю (то есть ему становится ясно, как и что делать дальше), я решила  применить методику “Те, кто меня слышит…

Удивительно, что первые три обращения к ребятам не услышал никто. Потом девчонки среагировали первыми. Они и начали подталкивать в бока мальчишек. **

** Реплика-комментарий В.Б.: Уважаемая О.Н. Опять прерву ваш увлекательный рассказ о столь замечательном уроке, чтобы подчеркнуть, что когда участники не слышат первые 3-8 реплик, произносимых ведущим очень тихо (почти шёпотом), то это НОРМА не только для первоклассников, но и для подростков более старшего возраста и даже для старшеклассников.

Так что не стоило вам ждать от первоклассников безупречного выполнения первой же фразы-команды. И напомню, что когда упражнение выполняется классом безупречно, то это значит, что выполнять его уже не нужно. Изюминка этого упражнения в самостоятельном обнаружении учениками «ошибки». Поясню, что во многих игровых приёмах допущенные игроками «ошибки» из подарков учителю, становятся подарками ученикам.) – Вячеслав Букатов

После повторного кона “Колечек” дело пошло на лад. Правда, было много суеты, визга и столкновений.

В моём классе есть один очень заторможенный ребенок. Он ни разу не успел присоединиться ни к какому колечку. Пока он решал, куда ему двигаться, колечки оказывались уже сформированными. Я посчитала нужным подсказать одной девочке, чтобы она помогала Никите (и она стала брать его за руку после очередной команды хлопками).

Шесть команд по 4 человека были сформированы и заняли свои «гнезда».

Главное – позаботиться об остальных

Ученикам было предложено дать название своей команде.

Процесс договаривания был тяжелым…

В результате  определились следующие названия: “Винкс”, “Молния”, “Стрела”, “Акула”, “Черная молния”, “Красная молния”.

После этого я объяснила, как мы будем работать. И что главным будет их умение помогать друг другу справляться с заданием. Что каждый из членов команды должен позаботиться  об остальных.

Диктант был заготовлен следующий. «Журнал»:

Тёте Галя купила мне журнал. Там картинки. Вот конь и лось. Лось лижет соль. Конь Жук плывёт по речке.

Работа посыльных

Я предложила выйти ко мне по одному представителю от команды, которые смогут запомнить длинное предложение, чтобы потом продиктовать его товарищам. В одной из команд вышло замешательство. Каждый из детей подталкивал другого. Никто не хотел идти. Ребята испугались длинного предложения.*** В итоге команда послала не того, кто лучше справился бы, а того, кто слабее всех сопротивлялся натиску других членов команды.

*** Реплика-комментарий В.Б.: Уважаемая О.Н. Судя по тональности этого абзаца, вы уже сами почувствовали, что допустили небольшой, но досадный промах. Дело в том, что многие учителя начальных классов любят то и дело подчёркивать значимость или трудность предстоящей работы, что вызывает у большинства учеников страх ошибки.

Если уж учителю и о чём-то и предупреждать учеников, то скорее перед тем, когда порция будет легче предыдущей. Например, в вашем «диктанте» перед вторым предложением, уместно было сказать, что сейчас будет короткое предложение (всего два слова), поэтому в посыльные смело могут назначаться те, кто не уверен в цепкости своей памяти.

И ещё напомню, что одним из действенных социо/игровых способов снятия с учеников «страха ошибки» является возможность посыльному выбрать по своему усмотрению помощника, с которым он отправится за получением очередной порции информации. – Вячеслав Букатов

Посыльные вышли ко мне. Я предложила их вниманию первое предложение. И два мальчика, едва взглянув, рванули к своей команде. Чтобы сказать первое слово.

Я опять вспомнила слова В.М.Букатова о подарке и поняла, что сейчас дам им счастливую возможность исправиться. Я сказала, что придётся всем вернуться. И повторила ещё раз, что для запоминания всего предложения даётся 20 секунд.

После отведённых секунд первые представители поспешили продиктовать товарищам первое предложение. Во многих командах начались переспросы. Я напомнила****, что наш диктант – это “диктант дружбы”. Тем не менее, не во всех командах ребята  стремились помочь друг другу.

**** Реплика-комментарий В.Б.: Можно было и вспомнить какую-нибудь пословицу. Например, с миру по нитке – нищему на рубаху. По ходу выяснения/толкования смысла пословицы детям стал бы понятен и смысл задания.

И ещё, подчеркну, что для первого раза результаты у вас получились замечательные. В будущем при повторении «диктанта» ученики, раньше входившие в продвинутые команды, будут на деле передавать свой передовой опыт другим одноклассникам. Для этого от учителя требуется, чтобы группы были по составу новыми и случайными. А «диктанты» достаточно частыми. Вячеслав Букатов

В одной их команд мальчик постоянно закрывал свой листочек от других. И ничто не могло сподвигнуть его к общению.

Дружнее всего  работала команда “Винкс”. Сразу поняв, что успех каждого зависит от всех, они с первого предложения проверяли друг у друга написание.

Любопытно было  слушать  причины споров и сомнений первоклассников: “не по реке, а по речке”, “почему Жук с большой буквы, что ты говоришь? ты что-то путаешь!”, “лиЖИТ или лиЖЕТ?” “мы знаем ЖИ, а там как?” “как там было написано: ПА РЕЧКЕ или ПО РЕЧКЕ?”

Иногда были порывы спросить у меня вариант написания. На что я отвечала, что в данный момент опорой каждому является мнение его команды.

Взяв с собой синий карандаш

После написания диктанта я предложила взять ребятам по синему карандашу и  пересесть за стол другой команды (по часовой стрелке). Конечно, началась суета, потому что команды ринулись в разные стороны. Тогда я показала направление движения рукой.

Когда все расселись, я сообщила о том, что теперь команды будут проверять написанное другими, исправлять ошибки и выставлять две оценки. Одну – за грамотность. Другую – за дружбу.

Вторую оценку пришлось пояснять отдельно и несколько раз. Первоклашки с трудом соглашались с тем, что если ошибки одинаковы у всех, даже если их много, то дружба заслуживает высокой оценки. Слишком силён стереотип оценочных показателей.

Проверку осуществляли  сообща только две из шести команд. Ещё в двух других – изредка сверялись друг с другом. А в двух оставшихся командах каждый работал сам по себе, хотя была дана установка на работу сообща.

Но вот проверка завершилась. Команды поставили оценки, подписали название своей команды под оценками и четыре человека рванулись ко мне сдавать проверенные листочки. (Кстати, последующий анализ работ показал, что чаще всего оценки “за дружбу” внутри команд не совпадали. Преодоление барьера индивидуального мнения в пользу коллективного оказалось ещё не по силам в четырёх из шести командах.)

И тут я сообщила своим первоклассникам, что мы опять поменяем местоположение и будем проверять качество проверки.

Вооружившись зелёным карандашом и исходным текстом

На лицах недоумение, сомнение, почти страх. Ребята нехотя поднимались с мест. Их руки с трудом отрывались от проверенных листочков (одна девочка  потихоньку потащила листочек за собой; пришлось попросить её вернуть проверенную работу именно на то место, где она была выполнена).

Ученики, взявшие  зеленый карандаш, получали от меня оригиналы текстов. Началась проверка.

Работа оказалась не простой. То и дело слышались восклицания типа “Ну и ну!”, “Ой!”, “Я не могу прочитать букву!”

Класс наполнился сопением, вздохами, спорами по поводу оценки, которую заслужили проверяющие. Первоклассники с трудом принимали чью-то точку зрения. Некоторые с беспокойством посматривали на то место, где сами писали когда-то свой диктант или туда, где проверяли (следили за тем, как часто там проверяющие работают своими зелёными карандашами по их синим замечаниям).

Потом началось выставление оценок проверяющим. Любопытно, что не все команды смогли договориться об этой оценке (она выставлялась посыльными на доске). В одной команде мнения разделились категорически. И они на доску вынесли оба своих мнения.

Увидев на доске результаты, ребята как-то все притихли (две команды получили четверки, две команды – тройки, одна команда – двойку).

Я тоже молчала.

Тогда одна девочка сказала:

– Никогда не думала, что так тяжело что-то делать вместе.

Другой ребенок спросил, будем ли мы ещё что-то делать на дружбу?

Я сказала, что обязательно будем, если ребятам это нужно.

Потребность ощутили все

Урок закончился. На перемену ученики выходили какие-то задумчивые. Некоторые подходили ко мне. Когда я интересовалась, могу ли я чем-то помочь, или им может быть хочется о чём-то спросить, – ответов чаще всего не было.

Одна девочка сказала:

– Просто как-то не по себе. Разве вы не видите, что мы не дружные?

И тогда я подумала, что урок так-таки заставил некоторых детей посмотреть на себя и своих товарищей как-то по-иному. Наверно, первокласснику еще трудно сформулировать, что покоя  ему может не давать отсутствие  надёжной поддержи со стороны одноклассников.

Может быть, я что-то сделала неправильно, если  у первоклассников не родилось ощущение удовлетворения от работы (как это было у нас – учителей – на занятии, которое с нами проводил В.М.Букатов). Вместо этого у них (как и у меня самой)  возникли вопросы и размышления. А может быть всё так и надо? Ведь потребность в таких уроках ощутили все: и дети, и я.

_________

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр«ДИКТАНТ на ДРУЖБУ»

Разбор ПОЛЁТОВНачальные классы

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика