Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

V. НА ПРИМЕРАХ «Видимо-невидимо» на уроках ХИМИИ, БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрКак из одного игрового приема получить много-много интересных вариантов

__________________________________________________________________________

В.БУКАТОВ. Как из одного игрового приема получить много-много интересных вариантов

/По материалам кн.: Вячеслав Букатов, Александра Ершова. НЕСКУЧНЫЕ УРОКИ физики, математики, географии, химии и биологии: Пособие по социо-игровой педагогике.- Киев: Изд.дом «Шкiл. свiт»: Изд. Л.Галицина, 2006.- 128с./

V. НА ПРИМЕРАХ «Видимо-невидимо» на уроках ХИМИИ, БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ

___Химия в 9-ом классе. Тема: Коррозия металлов и ее предупреждение (§ 46 в гл. «Общие свойства металлов». Учебник: Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия: 9 класс). Основной текст 46-го параграфа занимает три страницы (стр. 116-121 по изд.: М., 1992). Работать со всем объемом текста не удобно. Слабые ученики тут же откажутся от работы. Поэтому текст следует поделить на части, примерно по полстранички.

___Если, допустим, в классе три ряда или всего три пары учеников, то один ряд (команда или пара) берет начало (всю стр. 116), другой ряд берет два абзаца (2-й, 3-й) на стр. 117, и третий ряд берет либо 1-й,2-й,3-й абзац, либо 2-й,3-й,4-й,5-й,6-й на стр. 118. Тогда объемы текста будут примерно равными, работа будет занимать короткий промежуток времени, и поэтому в целом задание будет помогать приобщаться учениками к делу, а не отпугивать их сложностью поставленной (якобы игровой) задачи.

___Повторим, что смысл «Видимо-невидимо» в том, чтобы ученики выбрали из текста малознакомые (или трудные) слова (или словосочетания), разместили их на листе бумаги и на секундочку показали другим для запоминания. Те, в свою очередь, будут «с фотографической точностью» его по памяти воспроизводить, а первая команда (или пара), соответственно, по памяти будут  воспроизводить их «каракули

Режиссура делового вовлечения

___Для того, чтобы это все случилось, нужно в деталях продумать режиссуру задания, режиссуру подключения всех к общему деловому настрою.

___Во-первых, каждой команде дается 2 минуты (не более!) на то, чтобы из доставшегося отрывка параграфа они выбрали различные каверзные слова или словосочетания (каверзные по любому признаку — терминологии, правописанию, трудному произношению, или вызывающие странные ассоциации). Вот список слов, которые выписала четверка учеников со стр. 116:

коррозия

разъедать

электрохимическое

сущность

сorrodere

___А вот эти слова выписала вторая четверка со стр. 117:

его сплав

процесс

оксид

диссоциации

кристаллическая решетка

___Затем ученикам было сказано, чтобы они в своих отрывках облюбовали два самых простых слова и записали бы где-нибудь у себя. Это второй шажок

___У первой команды это были слова «влага» и «части», у второй — «вопрос» и «можно». (Отметим, что на уроке уместны могут быть и другие варианты; например такой, как на географии в 6-ом классе -см. далее.)

___После чего нужно было из всего списка своих каверзных слов ученикам выбрать только три самых-самых. Например, первая четверка выбрала слова «коррозия», «сущность» и «электрохимическое». А вторая — «процесс», «кристаллическая решетка», «его сплав».

Строго по секундной стрелке

___После всего этого посыльные из каждой команды подходят к учительскому столу за большим листом бумаги, для того, чтобы вся команда разместила на нем (написала, разрисовала, переплела-запутала) пять слов: в первую очередь — обязательно — два простых, и к ним — три самых-самых каверзных.

___Располагать можно по-любому. И размер любой (от гигантского до лилипутского). Желательно, чтобы слова причудливо пересекались бы своими буквами, как, например, в разгаданных кроссвордах.

___На сочинение таких листков уходит от одной до 0,5 минут. Далее листки берут посыльные от каждой команды, уходят в соседнюю, и там оставляют его для запоминания на 15 секунд, а сами быстренько возвращаются в свою команду, чтобы запоминать тот листок, который им передали соседи.

___За временем (15-ть секунд, максимум 20) следит учитель. Строго по секундной стрелке — иначе игра не получится.

___Когда время истекло, по его сигналу вторые посыльные бегут и забирают работы, а соседи приступают к копированию по памяти этих листочков с пятью словами (3+2). Повторим, — с фотографической точностью.

___На подобную деятельность уходит от 3 до 5 минут (отметим, что на уроке — и химии в 9 классе, и биологии в 6-м — ученики, разговорившись, могут занять и все  7-9 минут; в данном случае учителю не стоит опасаться говорливости, все их разговоры — явно на пользу).

О количестве и размерах

___Следует особо подчеркнуть, что чем больше народу в команде, тем большее количество слов может быть использовано в «Видимо-невидимо».

___Чем больше формат листа, тем задание выполняется труднее (но одновременно интереснее), даже при одном и том же наборе слов. Как правило, мы в своей работе пользовались форматом плаката (то есть «А2», или стандартный ватманский лист — хотя у некоторых учителей эта работа происходит вполне сносно даже, когда ученики используют формат обычного тетрадного листа).

___Когда команды выполнили задание, то исходные листочки пересылаются к ним, и начинается сверка. И с исходным листочком, и с текстом параграфа.

___Опыт показывает, что подобное драмогерменевтическое обживание учебного текста приводит к естественному и добровольному углублению учеников в материал учебника, учебной темы.

О варианте «Змейкой»

___Другой вариант задания «Видимо-невидимо» — змейкой — связан с тем, что в выпавших по жребию параграфах темы или абзацах параграфа команда ищет самое длинное и самое короткое предложение. После чего каждая команда по секрету договаривается, какое они выбирают предложение, чтобы оно было и не самым длинным, и не самым коротким. И за пол-минутки (в крайнем случае, за 1 минуту) они должны, выписывая каждую буковку, поместить предложение змейкой на листе бумаги. (Примеры выполнения задания см. в «Биология в 8 классе» и «Как открывается текст»).

___Далее все происходит по основной схеме «видимо-невидимо» (см.: IV. «ВИДИМИ-НЕВИДИМО» на геометрии)

.

___Химия в 11 классе. Тема: Основные типы химической связи (§1 в гл.3 «Строение вещества» учебника: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: Органическая химия: 11 класс; стр. 72-76 по изданию: М.,1992).

___Пример выполнения одного из этапов задания (жирным выделены те слова, которые команда учеников выбрала для переплетения на рисунке-плакате).

Каверзные слова (из текста учебника

со стр. 74, пункт «Ковалентная полярная связь»)

Простые слова
ковалентная

полярная

электроотрицательность

донорно-акцепторный механизм

гидроксоний

аммоний

связь

соединение

.

___Биология в 6 классе. Тема: Питание и пищеварение (§10 в гл. «Жизнедеятельность организмов» учебника: Сонин Н.И. Биология: Живой организм: 6 класс; стр. 58-67 по изданию М., 1997).

___Пример выполнения заданий одной из групп (жирным выделены те слова, которые ученики выбрали для переплетения на рисунке-плакате).

Каверзные слова (из текста учебника со стр. 58)

Простые слова

органы

щелевидные

клеточные

устьица

углекислый

хлоропласты

пигмент

хлорофилл

энергия

химические

неорганические

органические

фотосинтез

преобразуется

молекулы

листья

дыхание

___Оказалось, что времени шестиклассникам нужно давать больше, чем в 8-10 классах.

___Обзор учебников по темам, связанным с ботаникой, показывает, что очень часто тексты учебных параграфов в них изложены более сложным, наукообразным языком, по сравнению с отдельными параграфами в учебниках по зоологии (например, в учебнике для 8 класса «Биология животных»).

___И еще вот какое замечание, особо важное для 5-6-классников. Для урока будет лучше, если в исходную договоренность включить такой пункт: При составлении командного списка-рисунка (или змейки) «рука каждого» должна быть приложена.

___Поэтому лучше, если у каждого участника команды (или пары) будет свой цвет у ручки, карандаша или фломастера. Тогда картинка для запоминания окажется разноцветной, а стало быть и более эффектной и запоминающийся.

___Вот пример, что в это же время было выбрано соседней командой для изготовления рисунка-плаката.

Каверзные слова из текста подписей к иллюстрациям на развороте стр. 58-59 того же учебника Простые слова
видоизмененные
вегетативные

хлоропласты

минеральные

свет
вода

.

___Биология в 8 классе. Тема: Отряды Ластоногих и Китообразных (§71 в гл. «Класс Млекопитающие (Звери)» учебника: Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология: 7-8 кл.; стр. 209-211 по изданию: М., 1993).

___Пример выполнения одной из команд одного из этапов задания (жирным выделены те слова, которые команда учеников выбрала для переплетения на рисунке-плакате).

Каверзные слова

(из текста учебника со стр. 210)

Простые слова
китообразные
ластоногие

торпедовидная

конечности

ласты

живут

передвижение

___В одном из классов весьма успешно был использован вариант «Змейкой»: сначала каждая команда нашла в тексте на «своей» страничке учебника самое большое и самое маленькое предложение; затем из оставшихся облюбовала для причудливого (переплетенного) размещения на рисунке-плакате, например, такое: «Передвигаются китообразные при помощи мощного хвоста с крупным хвостовым плавником». Соседняя команда, после 15-ти секундного экспонирования этого плаката, по памяти  попыталась его воспроизвести «с фотографической точностью».

___После урока некоторые ученики специально подходят к учителю, чтобы поделиться своими впечатлениями от «Змейки» (дидактические подробности см. в статье Как открывается текст, помещенной ниже).

.

___География в 6 классе. Тема: Атмосферное давление (§35 в гл. «Строение Земли. Внешняя оболочка» учебника: Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География: Начальный курс: 6 кл.; стр. 130-132 по изданию: М., 2001)

___Результат поиска за 60 секунд одной из команд (жирным выделены те слова [3+3], которые команда учеников выбрала для переплетения на рисунке-плакате).

Каверзные слова (из текста учебника со стр. 130) Простые слова с буквой «р»
одышка

М3

разреженный

давление

герметически

вопрос

различия

разной

при

признаки

горной

головокружение

кровь

.

___География в 9 классе. Тема: Цикличность развития хозяйства. (§22 в гл. «Народное хозяйство России» учебника: Алексеев А.И., Николаев В.В. География: 9 кл.; с. 96-99 по изданию М., 1999)

___Результат группового выполнения одного из этапов задания за всё те же 60 секунд (жирным выделены те слова [3+5], которые команда учеников выбрала для переплетения на рисунке-плакате).

Каверзные слова

(из текста учебника со стр. 130)

Простые слова с буквой «о»
отрасль

цикл

машиностроение

электроэнергетика

теплоэлектростанции

производство

электробытовые

электронная

лазерная

роботостроение

половина

Россия

хозяйство

Европа

позже

основная

период

приборы

определяют

уровень

хозяйство

способность

.

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрКак из одного игрового приема получить много-много интересных вариантов

.

.

1 comment to V. НА ПРИМЕРАХ «Видимо-невидимо» на уроках ХИМИИ, БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ

  • ТАТЬЯНА

    очень занимательно, хочется сразу попробовать.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика