Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Пси.Дид.:34-35

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактикиВ.М.Букатов. Психология ДИДАКТИЧЕСКИХ игр

_______________________________________________________________________

Букатов.В.М. Психология дидактических игр / Материалы данной работы опубликованы в 1-ом разделе книги: Букатов В.М. «Педагогические таинства дидактических игр» (М., 1997; 2 изд., испр. и доп.– М., 2003)

.

.

XXXIV. О связи обучения с воспитанием

___Дидактические игры возникли как способ повышения эффективности обучения. Но само обучение оказалось средой, в которой эти дидактические игры обычно преждевременно стареют и умирают, что можно рассматривать как сигнал об «экологическом неблагополучии». Воспринимая этот сигнал, некоторые учителя интуитивно отказываются от подхода к обучению как к концертно-лекционной передаче знаний, умений, навыков — и начинают искать экологически грамотное сочетание обучения с воспитанием.

___О воспитывающем обучении в советской педагогике говорилось часто и много. Но то ли слова были найдены не совсем точные, то ли их контекст был слишком тоталитарен — большинство педагогов (в первую очередь педагогов-практиков) рассуждения о воспитывающем обучении воспринимали в качестве обязательного формального тоста «свадебного генерала», к явному удовольствию «тостующих». Совестливые же педагоги томились на «чужом празднике». И для них  то время было временем разбрасывания и отвержения камней, годных для педагогического строительства.

___Обучение и воспитание, конечно же, тесно связаны и друг без друга невозможны, как две стороны одной медали. Но, на наш взгляд, твердить об этом сегодня — значит идти по утоптанной дороге советской педагогики. Представляется, что сейчас правильнее использовать такие слова и образы, в которых снимается необходимость специального разъединения или различения задач образовательных от воспитательных.

___При этом приходится учитывать, что не одно десятилетие приоритет в педагогике отдавался обучению. С конца 30-х годов прошедшего века отметками за успеваемость отчитывались и классы и учителя. По результатам городских контрольных управление судило о работе школ. В распространенности таких официальных терминов, как «просвещение» и «образование», также проглядывает предпочтение, отдаваемое обучению. Поэтому не мудрено, что проблемы, связанные с обучением, воспринимаются многими учителями наиболее заинтересованно и кажутся более актуальными по сравнению со всеми другими. Поэтому путь преодоления и снятия разъединенности обучения и воспитания удобнее начинать с обучения, предлагая его рассматривать не как передачу знаний и некую самоценность, а как освоение учащимися новых для себя форм реальной жизнедеятельности, реального выявления, проявления, утверждения и освоения себя, осуществляемое и для, и через сверстников во время продвижения в материале того или иного школьного предмета.

.

XXXV. О чувстве ровесничества

___При тривиальном стиле обучения — либо «образ других» сдерживает продвижение в учебном материале, либо продвижение ученика отъединяет его от сверстников и противопоставляет их друг другу. В первом случае ученик не продвигается, чтобы не выпячиваться, или, продвигаясь, скрывает свои успехи. Во втором случае ученик, продвигаясь, тренируется  в равнодушии, пренебрежении к сверстникам.

___Пáрная педагогика со стилистической точки зрения оказывается одним из вариантов тривиального стиля обучения. Она негласно исходит из априорной посылки, что продвижение ученика в материале неизбежно связано со сближением его с носителем этого материала — учителем — и увеличением дистанции со сверстниками. И эта неизбежность используется пáрной педагогикой в корыстных (точнее, в корыстно-дидактических) целях. Ей противостоит педагогика социо-игровая, которая оставляет в стороне неизбежность (зачем заниматься тем, что и так неизбежно) и не спешит извлекать из нее сомнительные выгоды.

___Для педагога, работающего в социо-игровой стилистике, учебный материал — это россыпи счастливых предлогов для того, чтобы каждый из учеников занялся установлением (возобновлением, укреплением, обновлением и т.п.) деловых взаимоотношений со сверстниками. Идеал социо-игровой педагогики не «передача знаний», а формирование поколения. Начинается оно с появления у учеников чувства ровесничества, при котором для учеников очевидна и уважаема взаимная и равная заинтересованность в проявлениях себя друг перед другом. И именно учебный материал и продвижение в нем делают эту заинтересованность очевидной.

___Тривиальный стиль обучения открывает глаза ученикам на неравенство. Это, конечно, не способствует формированию поколения. Поэтому оно начинает формироваться не в классе, а во дворе, в подворотне, на дискотеке, в подвале. Лучше там, чем нигде! — считают юные представители грядущего поколения. Лучше в веселье, пусть даже иллюзорном или подозрительном, чем в трясине скуки! Но было бы лучше, если — в стенах школы! во время урока! легально! на дневном свету — когда, казалось бы, все условия для доброго знакомства друг с другом, для открытия в других и в себе родственной таинственности, человеческой непрозрачности. Но чаще всего дневной свет используется для выявления и демонстрирования неравенства, действительно имеющего место. (Заметим, что серьезные нарушения естественно складывающейся преемственности поколений таят опасности для культуры народа не меньшие, чем экологические катастрофы для жизни людей).

.

.

.


◊ открыть следующий параграф в новом окне ◊

.

— ◊◊◊ —

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактикиВ.М.Букатов. Психология ДИДАКТИЧЕСКИХ игр

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика