Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ (большой «круглый стол»)
Дорохин Дмитрий, 4 курс биофака МГУ . От гипотезы Описание “пробного” урока биологии в 7-ом классе Тема: “Класс Насекомых” |
Одним из основных мотивов, которые сподвигли меня пойти на курс “Режиссура урока”, было то невероятное количество положительных отзывов, которые я об этом курсе слышал, что вообще не очень типично для педфака (по моему опыту). Конечно, мне захотелось узнать что-то новое и, вероятно, полезное.
После первого занятия впечатление осталось неоднозначное. После второго всё стало яснее. Но всё равно скепсис по поводу социо-игровой методики был во мне всё ещё очень силен. Чтобы раз и навсегда выяснить для себя, как я отношусь ко всему этому делу, я решил попробовать самому провести урок в рамках этого подхода. Почему бы и нет?
В субботу мы должны были начинать новую тему в седьмом классе: насекомые (учась на 4 курсе, я в школе преподаю биологию). Накануне ночью я сел и предпринял отчаянную попытку мозгового штурма, чтобы придумать что-то стоящее. Как мне кажется, у меня вполне получилось. Самым сложным было распланировать урок так, чтобы на всё хватило времени. В рамках классического урока мне обычно это всегда удается, но здесь совершенно новый подход…
Для начала я разбил класс на группы по 5 человек (четыре группы по пять человек и одна из шести). В каждой группе я попросил выбрать “посла”, который будет выходить к доске и брать задания. Затем группы выбрали себе названия, и каждый посланник записал его на доске. Парты мы сгруппировали, чтобы получились “гнезда” во время перемены, чтобы не тратить время урока. [?! – В.Б.]
Изначально дети отнеслись к новой идеей тоже достаточно скептически. Но я пообещал им, что скучно точно не будет, а, уж, что из этого всего выйдет – другой вопрос.
•••х•х•х•х•••
Сам урок я начал с вводных слов, где в целом обозначил, чем примерно мы сегодня займёмся, и что темой занятия будет новая группа типа Членистоногих – класс Насекомых. Первым делом нужно было познакомить ребят с морфологическим строением насекомых. Для этого я подготовил листы, где была приведена картинка с внешним строением майского жука, а ниже давался список подписей, перемешанных в случайном порядке.
Какими буквами обозначены: брюшко, грудь, голова.
. Какими цифрами обочначены: |
Ученикам в группе необходимо было сопоставить подписи с номерами стрелок на рисунке. На выполнение задания отводилось 7 минут. После этого ученики по ходу часовой стрелки должны были переместиться в соседнее “гнездо”. Затем каждой команде было предложено проверить своих предшественников и поставить им оценку.
Затем группы снова поменялись местами. Следующим заданием было выделение основных признаков, которые используются в систематике насекомых (например, для выделения отрядов).
отряд Чешуекрылые |
||
отряд Перепончато-крылые | ||
отряд Двукрылые |
||
Главные признаки, по которым можно различить отряды насекомых: 1) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
Раздал листки с этим заданием и засек время. На выполнение отводилось 10 минут. После группы точно так же поменялись и проверили предыдущих отвечающих.
Новое задание было нацелено на то, чтобы познакомить детей с особенностями жизненного цикла насекомых. Для этого я использовал новые листы с распечатанным заданием.
Жизненный цикл полужесткокрылых. | |
Найдите различия в жизненных циклах этих двух близких отрядов насекомых. Каковы они? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
|
У каких еще насекомых жизненный цикл такой же, как у жуков? (выберите из списка правильные варианты) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ А у кого такой же, как у клопов? (выберите из списка правильные варианты) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
1 – стрекозы 2 – тараканы 3 – кузнечики 4 – осы 5 – пчелы 6 – мухи |
После выполнения задания группы вновь поменялись местами и проверили соседей. Время на задание – 7 минут.
Когда все задания были выполнены, нужно было проверить самому правильность их выполнения. Я попросил детей взять со столов те листочки, которые заполняла их группа, а затем в подготовленную мной заранее таблицу на доске занести оценки за каждое задание.
Конечно, не все справились с заданием на отлично [Ну вы, Дмитрий даёте! – В.Б.]. Тогда я вызывал добровольцев из группы, которая выполнила обсуждаемое задание правильно, и просил помочь коллегам понять, в чём была их ошибка.
После этого (времени оставалось катастрофически мало) мы вместе с детьми попытались обобщить то, что узнали на этом занятии. Во-первых, основные детали внешнего строения: деление на тагмы, число конечностей, крыльев и их положение. Во-вторых, пояснить, почему именно те признаки, о которых мы говорили во втором задании, наиболее важны для систематики насекомых. В-третьих, я пояснил, что у насекомых также наблюдается метаморфоз, и кратко рассказал, какие бывают формы метаморфоза и у кого.
В качестве домашнего задания я дал каждой группе доклад про одну из систем органов насекомых или метаморфоз: пищеварительную, нервную, кровеносную, выделительную+половую+дыхательную, виды и интересные примеры метаморфоза.
Каково же моё впечатление от занятия? Неоднозначное, как и до проведения урока. Конечно, у социо-игровой методики есть свои плюсы. В работе участвовали все, чего не всегда удается добиться, если урок проходит в традиционной форме. Кроме того, я убежден, что лучше всего усваиваются знания, добытые учеником самостоятельно, пусть и с помощью педагога. Фактически никакого вводного материала я не давал, дети, пользуясь, полученными до этого знаниями о членистоногих и вообще свою общую эрудицию, смогли сами найти ответы на многие вопросы.
Казалось бы, что ещё нужно? Однако было бы очень сложно впихнуть в занятие какие-то дополнительные моменты – времени и без того едва хватило. Если бы урок проходил в традиционной форме, конечно, я бы успел рассказать куда больше материала. С другой стороны, трудно судить, был бы он усвоен также хорошо.
Подытоживая всё, что я узнал и пережил, пытаясь воспользоваться социо-игровой методикой, скажу следующее. Сама методика мне понравилась: урок проходит более живо и интересно как для детей, так в целом и для меня. Главный минус, на мой взгляд, в том, что методика требует достаточно большого количества времени, поэтому в урок удается уместить куда меньше материала. Так как я преподаю в профильном классе, проблем с вниманием и заинтересованностью у детей обычно не возникает, а вот объём материала требуется преподать достаточно большой. С другой стороны, я думаю, эта методика очень хороша для проведения занятий с общеобразовательными классами. Вполне возможно, в таких случаях буду её использовать чаще.
Дорохин Дмитрий
•••х•х•х•х•••
___Напомним, что этот материал получен от того, кто интересуясь социо/игровой «режиссурой урока», ждёт разборов и обсуждений своего рассказа, как от «знатоков» и «начинающих», так и от всех остальных посетителей нашего сайта.
___Ваши деловые комментарии (как, впрочем, и не совсем деловые, например, с разными негативными замечаниями-«разносами» или с банальными профессионально-абстрактными комплиментами и восхищениями) будут опубликованы после модерации «администратором» (этот этап необходим для отсева бесконечного спама, от которого защита хоть и помогает, но слабовато).
___Если через какое-то время ВАМ вдруг захочется что-то изменить в опубликованных формулировках своего мнения, то это будет легко сделать через всё то же окно − напомним, что оно именуется так: «оставить отзыв, вопрос или комментарий»,− в котором можно отправить новую информацию всё тому же «администратору».
ВячеславБукатов
Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ (большой «круглый стол»)
очень интересный подход, хочу попробовать в обычной школе с детьми ЗПР.
Жаль нет приложений которые можно скачать.
У вас есть ли ещё уроки по биологии другие?
Где можно посмотреть? Есть ли у Вас свой сайт?
Спасибо за урок, он получился интересным. Хотелось бы узнать, как дети отнеслись к этому уроку, их впечатления. И еще, оценивание ответов по рисункам на какие знания опирались: на собственно детские представления или им был дан шаблон ответа, или еще как? Просто в тексте об этом не сказано. Спасибо.