Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха → ВЫСТАВОЧНЫЙ павильон «Лабиринты» – «Кабинет П.М.ЕРШОВА»
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха → Изба-ЧИТАЛЬНЯ
Вячеслав БУКАТОВ
Режиссёрская теория СЛОВЕСНЫХ и БЕССЛОВЕСНЫХ элементов общения
Содержание:
раздел первый: Бессловесные элементы действий
1.0. Театральная теория действий о составных элементах поведения и их логике в межличностном общении
1.1. Оценка
1.2. Вес (лёгкий – тяжёлый)
1.3. Мобилизация (большая, средняя, нулевая)
1.4. Пристройка к партнёру по общению (сверху, снизу, наравне)
===============
раздел второй: Характеристики типичных проявлений словесных воздействий
2.0. Психологическая подкладка театральной классификации
2.1. «Простые» и «составные» словесные воздействия при общении
2.2. Воздействие на ВНИМАНИЕ: звать
2.3. Воздействия на ЧУВСТВА: ободрять и упрекать
2.4. Воздействия на ВООБРАЖЕНИЕ: удивлять и предупреждать
2.5. Воздействия на ПАМЯТЬ: узнавать и утверждать
2.6. Воздействия на МЫШЛЕНИЕ: объяснять и отделываться
2.7. Воздействия на ВОЛЮ: приказывать и просить
2.8. О театральной грамотности и умении считывать психологические подтексты «словесных воздействий» в речах как своих, так и окружающих собеседников
================
раздел третий: Материалы по организации и проведению актёрских тренингов
Вступительное слово автора-составителя
Теоретик «русского психологического театра», известный исследователь «Системы Станиславского», режиссер-практик и методист театральной педагогики – Пётр Михайлович ЕРШОВ (1910-1994) – разработал оригинальную «Театральную теорию действий» и режиссёрскую классификацию «Параметров поведения».
Основываясь на идеях Станиславского о значении «простых физических действий», Ершов предложил театральную методику «чтения поведения» окружающих людей и воспроизведения особенностей этого поведения на сцене. Если психолог или психотерапевт заглядывают в психику человека, чтобы объяснить причины его поведения, то Ершов стал изучать поведение с точки зрения его направленности на ту или иную цель. Театральная уникальность и режиссёрская плодотворность концепции Ершова определяется поисками ответов на вопрос «зачем».
Научная, режиссёрская и педагогическая практика П.М. Ершова доказала перспективность этого подхода, столь тонко соответствующего уникальной специфике всемирно известного «русского психологического театра».
Предлагаемые конспективно-деловые пересказы идей «Театральной теории действий» П.М. Ершова включают три раздела: «Бессловесные элементы действий», «Словесные воздействия» и «Социо-игровые упражнения по актёрскому мастерству».
Вячеслав Букатов
Отдельные цитаты из текстов каждого раздела
Чем важнее и неожиданнее для человека воспринимаемый факт, тем длительнее его непроизвольная неподвижность. Которая естественным образом возникает у людей, когда они с трудом «укладывают в голову» полученную информацию.
Если у человека при оценке факта не возникает неподвижности, то это означает, что или 1) информация совсем не «задевает его за живое»; или 2) информация не является для него неожиданной.
[читать полностью текст первого раздела]
Общими признаками пристроек СВЕРХУ являются: голос «на низах», взгляд «сверху — вниз», широкие жесты, приподнятый подбородок.
Для пристроек СНИЗУ характерны противоположные проявления: голос «на верхах», взгляд «снизу — вверх», скованные жесты, опущенный («втянутый») подбородок.
[читать полностью текст первого раздела]
[читать полностью текст первого раздела]
«Иоанн Грозный с приближенными». Рябушкин А. П., 1903
На картине изображён псковский юродивый Николай Салос, который, обличая Ивана Грозного в кровожадности, предложил ему кусок сырого мяса.
Известно, что у людей с установкой на ожидание враждебности от окружающих – оборонительная реакция выражается сильнее. У Грозного непроизвольное движение назад, поэтому гораздо сильнее, чем у Малюты Скуратова. Но и тот и другой замерли, столкнувшись с неожиданной выходкой юродивого.
[читать полностью текст первого раздела]
Глаза — «зеркало души». По ним видно, куда направлено внимание партнёра по общению. А где внимание собеседника — там и его мысли.
Поэтому объясняющий не может долго быть спокойным, когда глаза собеседника опущены. И если отношения между ними позволяют, то он невольно задаёт партнёру вопрос: «Ты куда смотришь?».
[читать полностью текст второго раздела]
Приказывают и просят прежде всего глазами — губы только произносят соответствующие слова.
Настоящие приказы и просьбы всегда завершаются настойчивым ожиданием выполнения. Оно обязательно и для самой мягкой просьбы и для самого категоричного приказа.
[читать полностью текст второго раздела]
У ученика, выполняющего такое задание, работа воображения и фантазии идет на качественно новом уровне, так как ему в ходе этюда нужно найти такое поведение, которое бы точно соответствовало заданной «цепочке» и в тоже время было связано с поведением его партнера. А именно с сопротивлением им выбранной исполнителем цели (которое ни в коем случае не следует оговаривать заранее и даже при повторении этюда партнеру нельзя повторять аргументы возражений).
Исполнитель начинает находить уязвимые места в обороне противника именно в тех разделах сознания партнера (то в памяти или в воображении, то в его воли или самочувствии – и т. д.), которые были заданы в цепочке-партитуре.
[читать полностью текст третьего раздела]
Как правило во время выполнения действия отделываться говорящие в любой момент готовы «бросить» своего партнера по общению. Тогда как при объяснении внимание говорящего обязательно сосредоточено на собеседнике. И не только в течение всего своего воздействия, но и даже после того, как им было произнесено последнее слово (как это и предписывается представлениями о благовоспитанности)
[читать полностью текст третьего раздела]
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.