Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

II. Характеристики типичных проявлений словесных воздействий

Букатов.В.М. Режиссёрская теория СЛОВЕСНЫХ и БЕССЛОВЕСНЫХ элементов общения. Практико-ориентированные экскурсы по материалам ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ДЕЙСТВИЙ Петра Михайловича ЕРШОВА [в трёх разделах]


Букатов В.М.

II. Характеристики типичных проявлений словесных воздействий
(второй из трёх разделов практико-ориентированных экскурсов в теорию П.М.ЕРШОВА) 

СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО РАЗДЕЛА

2.0. Психологическая подкладка театральной классификации воздействий
2.1. «Простые» и «составные» словесные воздействия при общении
2.2. Воздействие на ВНИМАНИЕ: звать
2.3. Воздействия на ЧУВСТВА: ободрять и упрекать
2.4. Воздействия на ВООБРАЖЕНИЕ: удивлять и предупреждать
2.5. Воздействия на ПАМЯТЬ: узнавать и утверждать
2.6. Воздействия на МЫШЛЕНИЕ: объяснять  и отделываться
2.7. Воздействия на ВОЛЮ: приказывать  и просить
2.8. О театральной грамотности и умении считывать психологические подтексты «словесных воздействий» в речах как своих, так и окружающих собеседников

================

2.0. Психологическая подкладка театральной классификации воздействий

При общении всякий человек исходит из того, что партнер обладает памятью, вниманием, чувствами (эмоциями), воображением, волей и способностью мыслить. Человек, как правило, выбирает из них что-то одно. И концентрирует своё воздействие в выбранном направлении до тех пор, пока поставленная задача не будет выполнена. Либо, пока он не догадается поменять направление своих воздействий. Либо – решит прежнюю задачу поменять на какую-то другую.

Свои виртуозные навыки воздействовать на партнера и взрослые, и дети обычно не осознают (как и многие другие навыки, ставшие подсознательными). Поэтому занимающимся актёрским мастерством приходится «пере-открывать» приёмы, которыми они постоянно пользуются в окружающей их жизни, но не дают себе отчёта в том, как они это делают, зачем и почему.

Для того, чтобы ориентироваться во всем многообразии естественных воздействий (влияний) человека на человека с помощью речи, педагог-теоретик П.М. Ершов предложил для каждого из пяти «адресов» в психике человека различать по два опорных (наиболее «чистых», простых) способа словесного воздействия:

Обратите внимание, что в теории режиссуры словестное действие на партнера именуется также воздействием. Которое не следует путать с эмоциональным состоянием самого персонажа, воздействующего на своего собеседника (то есть в системе Станиславского основное внимание уделяется не на то, что сам персонаж,  воздействующий на своего партнёра, при этом чувствует — в противном случае получается вульгарное “купание в собственных чувствах”, быстро утомляющее зрительный зал, а потому по Станиславскому категорически недопустимое на сцене, — а на какие стороны психики направляет персонаж свои воздействия).

Добавим, что Александрой Петровной Ершовой (дочерью П.М. Ершова) был разработан оригинальный методический приём для лучшего усвоения и удобства в использовании: словесные воздействия профессионально именовать «нотами». И  тогда:

воздействие звать ⇒  становится нотой ⇒  зва
ободрять — упрекать    ⇒  соответственно ⇒   обо и уп
предупреждать — удивлять     ⇒  ⇒   пре и уд   

утверждать — узнавать     ⇒  ⇒   ут  и  уз 
объяснять — отделываться     ⇒  ⇒   обя  и  отд

приказывать — просить    ⇒  ⇒   при  и  про

Названия этих нот будут использоваться в названии приложений, в которых будут иллюстративные примеры и комментарии к ним, после которых последует учебный текст, излагающий теорию режиссуры П.М. Ершова.


2.1. «Простые» и «составные» словесные воздействия при общении

Простые словесные действия, постоянно встречающиеся в более или менее чистом виде при обычном общении людей, знакомы каждому человеку. Известная условность их наименований не говорит о случайности предложенного П. М. Ершовым перечня, хотя на первый взгляд он выглядит слишком коротким или неполным.

Можно вспомнить глаголы, не вошедшие в перечень, хотя и сходные с тем, что вошли в него. Например: отрицать, успокаивать, благодарить, дразнить и многие другие. Поясним, что воздействия, обозначаемые только что перечисленными глаголами, могут быть получены из соединения каких-то основных, опорных. Как, к примеру, в живописи зеленый цвет может быть получен из смешения двух основных: желтого и синего.

Отметим также и то, что глаголы, которыми обозначены словесные воздействия, в повседневной жизни применяют как к словесному содержанию произнесённой речи, так и к форме её произнесения. Терминами актерского мастерства эти глаголы станут для профессионала только тогда, когда они будут реально видеть, что каждый из глаголов обозначает определённый, конкретный способ поведения (приём воздействия) при произнесении самых различных слов.

Так, произнося слова: «Ты возьмёшь зонтик», — с одинаковым успехом можно как узнавать (спрашивать), так и утверждать (отвечать), как предупреждать (намекать), так и приказывать или упрекать (укорять) и т. д., — то есть, вкладывать в эти слова достаточно разнообразный подтекст.


2.2. Воздействие на ВНИМАНИЕ: звать

* В подглавках, отмеченных астериском, сначала читатель увидит материалы альбома ПРИЛОЖЕНИЙ (с иллюстративными примерами и комментариями к ним, составленными в основном В.М.Букатовым) и только потом – учебный текст по теории режиссуры П.М. Ершова.


приложение 2.2.А,[зва]

Д. Р. Найт. «Окликая паромщика» (фрагмент).1890-е, США. Пример типичных пристроек для воздействия звать. Одна зовёт звуком, поэтому для его усиления прикладывает ко рту ладонь «рупором». Другая старается привлечь внимание, добавляя к окрику махание рукой.


Воздействие ЗВАТЬ является единственным непарным, и направлено оно на привлечение внимания партнера. Мысль, воля, чувство, воображение и память начнут функционировать только после того, как в сферу внимания попало то, что заставило их работать.

Звать как подтекст действия является простейшим из словесных воздействий. Оно иногда даже не требует произнесения слов и поэтому не всегда — именно словесное действие в собственном смысле этого понятия. Ведь привлечь к себе внимание можно не только словом, но и звуком: свистом, хлопком, окриком.

Простому словесному действию звать требуется минимальное количество слов. Чаще всего это бывают междометия (например, «Эй!») или такие слова, как: «Послушайте!», «Подождите!», «Минуточку!», «Гражданин!». Или обращения – «Коля!», «Вася!», «Николай Васильевич!» и так далее.

Подтекст простого словесного действия звать — обратить на себя внимание, привлечь к себе внимание партнера по общению — и только.


2.3. Воздействия на ЧУВСТВА: ободрять и упрекать*


приложение 2.3.А,[обо]

У. Бенджамен (1738-1820). Венера утешает Амура, ужаленного пчелой. Великобритания, 1802.

Взрослые утешая, успокаивая, жалея ребёнка, – то есть ободряя его – часто начинают его веселить, отвлекать какой-то новой темой, интересом, информацией. При этом их тела невольно соприкасаются и принимают весьма типичные позы и(или) мизансцены.


приложение 2.3.Б,[обо] 

Э. Петрова. Первые шаги. 2007 г.

Люди, ободряя, стремятся укрепить в сознании партнера уверенность в том, что ему в своих намерениях не нужно сомневаться. Не нужно медлить, тянуть, раздумывать. Не нужно колебаться. В любых параллельно звучащих высказываниях, типичным подтекстом будет: «Смелей!», «Решительней!», «Веселей!».


приложение 2.3.В,[обо]

К венцу (Прощание). Владимир Егорович Маковский.  1894 г.

При воздействии ободрять люди часто утрируют свой «бодрячок» и пользуются самыми разнообразными прикосновениями


приложение 2.3.Г,[уп]

О. Пильц (Германия, 1846-1910)/. «Учитель и ученик. Неисправимый» 1888 

Тот кто укоряет, не тянется к партнёру. Он может даже слегка покачивать головой (вверх-вниз или вправо-влево), дожидаясь, когда у собеседника «заговорит совесть». На картине учитель вполне удачно портит настроение ученику. Поэтому тот ждёт не дождётся, когда ему можно будет больше не демонстрировать «тяжёлый вес» (доказательство проснувшейся совести) и скрыться от глаз учителя. Поэтому его пристройка читается весьма ясно – отделываться в «тяжёлом весе» (см. х.х и см.1.2).


приложение 2.3.Д,[уп+]

Д. Р. Найт. На пути в прачечную (США, 1893)

Женщина, стоящая перед частоколом,  упрекает наиболее выразительно. Идущая отвечает ей тем же, но с более ясным дополнительным оттенком предупреждать. Сидящая не собирается воздействовать, то есть принимать участие в разговоре. Она скорее всего так устала (тяжёлый вес [см. 1.2]), что сидит с одним желанием – поскорее набраться сил.


приложение 2.3.Е,[уп+]

Николай Густавович Шильдер (1828-1898) — русский художник-жанрист.

Искушение. 1856; масло, холст, ГТГ 

Левая рука девушки застыла в оборонительно-отказном жесте – НЕТ. Но главный подтекст её поведения складывается из «аккорда» воздействия упрекать (как же вам не стыдно) с воздействием предупреждать (вот вы чем занимаетесь).
Сводня тоже предупреждает (на что указывает взгляд искоса). Но это лишь добавка к настойчивому (потому и мобилизованному) действию объяснять (о чём красноречиво говорит цепкость взгляда (дескать, поняла или нет?) и «фигурные» руки (одна показывает «кто предлагает», другая – «что предлагаются хорошие деньги»).


приложение 2.3.Ж,[обо – уп]

 О. Громова Карикатура (2016)

Воздействие упрекать и воздействие ободрять люди часто используют при общении с животными.
На карикатуре один из таких случаев. Старушка ободряет в «тяжёлом весе». Это один из специфических, но распространённых вариантов поведения. Тяжёлый вес обеспечивает поведению «сочувствие», а многочисленные касания и «сюсюкающая» речь (губы трубочкой) – результативность усилий, направленных на «улучшение настроения» своему собеседнику (собеседникам)


приложение 2.3.З, [обо]

И. Е. Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. (Фрагмент картины), 1885, ГТГ

Профессиональный взгляд режиссёра сразу определит, что царь пристроен ободрять сына.
Грозный очень сильно мобилизован (по его судорожной мобилизации угадывается сильный испуг), а по его безумным касаниям-обниманиям читается дикое стремление улучшить-поднять-вернуть прежнее настроение-самочувствие сыну (см. 2.3.А)


Воздействия упрекать и ободрять осуществляются с помощью характерных интонаций. Но заучивание их было бы заучиванием штампов. Достоверные интонации упрека и ободрения бесконечно разнообразны, и каждый случай воздействия на самочувствие партнера разумеется уникален. П.М. Ершов всегда подчёркивал, что каждый случай воздействия на чувства собеседника является неповторимым и в каждой ситуации – единственным.

Для каждого из общающихся  владение словесными действиями — упрекать и ободрять — есть не владение двумя интонациями, а умение, сознательно и непринужденно обращаясь к партнеру, апеллировать преимущественно к его чувствам.



[вернуться к перечню содержания второго раздела]

[вернуться к перечню содержания всех трёх разделов]

2.4. Воздействия на ВООБРАЖЕНИЕ: удивлять и предупреждать*
[открыть приложения к 2.4]

Яндекс.Метрика