Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

2.4. Воздействия на ВООБРАЖЕНИЕ: удивлять и предупреждать


Букатов. Режиссёрская теория СЛОВЕСНЫХ и БЕССЛОВЕСНЫХ элементов общения [в III разделах]II.Характеристики словесных воздействий


2.4. Воздействия на ВООБРАЖЕНИЕ: удивлять и предупреждать*

(четвёртая подглавка из работы В.М. БукатоваРежиссёрская теория СЛОВЕСНЫХ и БЕССЛОВЕСНЫХ элементов общения: II. Характеристики типичных проявлений словесных воздействий (второй из трёх разделов практико-ориентированных экскурсов в теорию П.М.ЕРШОВА)

* Напоминаем, что во-первых, в подглавках, отмеченных астериском, сначала читатель увидит материалы альбома ПРИЛОЖЕНИЙ (с иллюстративными примерами и текстами комментариев составленных В.М. Букатовым или взятыми из книги П.М. Ершова) и только потом – учебный текст, излагающий теорию режиссуры П.М. Ершова.
И во-вторых, в приложениях после названия для облегчения читательского ориентирования читателя в квадратных скобках будут указываться соответствующие НОТЫ (см.2.0), присвоенные словесным воздействиям в соответствии с классификацией П.М. Ершова.


приложение 2.4.А,[пре]

Э.М.Фальконе. Грозящий Амур. Мрамор. 1755, Лувр

«Грозящий ангел» считается иконой лёгких намёков и изящных недоговоренностей. Это вечно юное божество прижимает к губам пальчик, предостерегая, что в любви слова лишние. (Другая точка зрения – этим жестом амур намекает на умалчивание о связи маркизы Помпадур с королём).
В словесном воздействии предупреждать свобода слов весьма ограничена. И эта ограниченность становится сутью намёка. Который обязательно приводит к тому, что на своего партнёра по общению человек начинает смотреть искоса. То есть или направо, или налево, или исподлобья.
Эта скульптура была создана знаменитым скульптором (автором «Медного всадника») по личной просьбе самой маркизы де Помпадур. Ей нужна была небольшая скульптура бога любви Амура для украшения своего будуара. И Фальконе создаёт фигурку милого крылатого мальчика – «Грозящего амура»,– сразу получившего бешеную популярность. Первые повторения были авторскими. К XIX веку появились многочисленные копии неизвестных мастеров. Что только увеличило популярность скульптуры.
Амур Фальконе смотрит исподлобья. Если бы он смотрел в «тяжёлом весе» (см.1.2), то получилась бы угроза. Но он смотрит в «лёгком весе» – в результате лукавство и шаловливость.
Об ограничении «словесной свободы» напоминает пальчик. У Амура он поднесён к губам. Но во многих других случаях, он может выноситься и вперёд, и в сторону, и даже вверх (например, чтобы предупреждать о каре небесной). Когда указательный палец указывает, то это скорее всего часть воздействия приказывать (см. 2.7). А когда он ограничивает (шутливо или с угрозой), то – становится органической частью именно воздействия предупреждать.


приложение 2.4.Б,[пре]

[Без названия]. Филипп Фаро (Philippe Faraut, современный американо-канадский скульптор)

Пример пристройки к воздействию предупреждать.
Взгляд исподлобья, но уже в «тяжёлом весе», производит впечатление иное чем у Амура работы Фальконе. Психологическое наполнение получившейся пристройки, приближаясь к воздействию приказывать (см. 2.7), оказывается более или менее выраженной угрозой.


приложение 2.4.В,[пре

Караваджо.  Ужин в Эммаусе. 1606,  Пинакотека Брера, Милан

Во время словесного воздействия предупреждать указательный палец напоминает слушателям о существовании некой границы за которой находится то, о чём собеседникам следует всегда помнить, не забывать, постоянно учитывать. То есть палец начинает символизировать предостережение об ограничении, о границе даже в ситуации беседы во время «обычного» застолья…


приложение 2.4.Г,[уд-пре]

Никита Чебаков «Павлик Морозов» (1952 год)

 

Словесное воздействие удивлять собеседника часто путают с результатом этого воздействия, то есть с тем, когда собеседник удивляется (то есть пребывает в состоянии «оценки» факта, см. 1.1).
В живописи часто изображают именно удивляющихся людей и редко – удивляющих. Последние рассчитывают на догадливость собеседника, что тот сам поймёт все нюансы заявленной темы. 
Само воздействие удивлять чаще всего связано с «возвратным» движением (головы, бровей, рук). Но не только. В самой готовности человека удивить собеседника (или собеседников) есть отличительные черты.
В картине Н. Чебакова и пионер-герой и его дед мобилизованы удивлять. И оба в пристройке «сверху» (!). Возникает ситуация нешуточной борьбы, битвы, противостояния – кто же кого удивит? И тот, кто в ответ сам удивится, – окажется побеждённым…
Если фигура мужчины между дедом и внуком, внимательно следящая за происходящим, начнёт говорить, то в им произносимом неизбежно прозвучит ехидность, отражая его пристройку предупреждать (взгляд искоса).


приложение 2.4.Д,[уд

Фёдор Решетников. Прибыл на каникулы. 1948. Холст, масло. 100 × 80 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На картине Решетникова противостояние (состязание) младшего и старшего, но уже в «лёгком весе» (ср. с приложением 2.4.Г). И один и другой удивляют.

Суворовец, сияя как начищенный самовар (наилегчайший вес!), ждёт, когда дед по достоинству оценит его шутливую демонстрацию своих блестящих достижений в солдатской выправке.
Дед не спешит удивляться. Он перехватывает инициативу, с пол-оборота включаясь в игру. Он сам начинает удивлять. Кто же первый не выдержит в этом игровом, импровизированном состязании?..
Как правило «проигрывает тот, кто первый расхохочется. Или – «не дай бох» – обидится (отделываться и предупреждать, «обороняясь»). Что тоже бывает, когда воздействующий не получает ожидаемой реакции.


приложение 2.4.Е,[пре+]

Караваджо . Гадалка. (Вторая версия), ок. 1595. Лувр, Париж, Франция

На картине Караваджо «Юноша и гадалка» оба действующих лица «пристроены» предупреждать. У юноши этому действию сопутствует оттенок действия узнавать, у гадалки оттенок действия утверждать (но у юноши оттенок ярче).
Гадалка готовится предупреждать достаточно активно и ярко. Отсюда в её «пристройке» больше настороженности и сдержанности.
[по кн.: Ершов П.М. «Технология актёрского искусства», М., 1959.,с.169.]


приложение 2.4.Ж,[пре]

Иевлев Владимир Иванович (Россия, 1922 – 1993). У доски. 1970.  

Воздействие предупреждать (от игривого намёка, до серьёзной угрозы) через воображение собеседника оживляет в его сознании информацию не совсем приятную (или даже совсем неприятную). Поэтому предупреждающий готов к протесту со стороны собеседника (ждёт признаков его сопротивления).
Вот и учительница занята продолжением своего воздействия на сознание партнера. Она добивается, чтобы «в воображении» ученика возникли именно те представления, которые смогли бы заблокировать нежелательные поступки, мысли и неверные выводы.


приложение 2.4.З,[пре

Франсиско Гойя. Фрагмент рабочего эскиза портрета королевы Марии-Луизы («с веером») для семейного портрета Карла IV. 1801. 

В подготовительном портрете Марии-Луизы Гойя изобразил королеву готовой предупреждать.
Но её действие предупреждать совершенно своеобразно — оно сочетается с доброжелательной улыбкой. Возможно, что в ближайшие мгновения королева не будет говорить, так как она наблюдает, изучает что-то такое, что кажется ей любопытным и даже приятным. Но если она, не переменив данной «пристройки», заговорит, то её воздействие неизбежно будет включать в себя какое-то предупреждение
[по кн.: Ершов П.М. «Технология актёрского искусства», М., 1959.,с.169.]


Воздействие на воображение партнера основывается на том, что мы грамматически законченную – или почти законченную – фразу произносим так, что она оказывается лишь частью, фрагментом некой цельной картины (которая не столько воспроизводится, сколько подразумевается).

И действие УДИВЛЯТЬ (поражать, хвастать, похваляться), и действие ПРЕДУПРЕЖДАТЬ (намекать, подстерегать, подкарауливать, язвить) рассчитаны на то, чтобы партнёр по предложенному фрагменту восстановил в своём воображении подразумеваемый смысл «целого».

Воздействие на воображение рассчитано на догадливость, поэтому его неотъемлемой частью становится ожидание эффекта. Отсюда — паузы, внимательное наблюдение за реакцией партнера.

Психологические паузы возникают во фразе не только после запятых, но и после отдельных слов и даже слогов – при особо ярком воздействии(!). Во время этих пауз говорящий прикидывает: нужно ли рисовать картину дальше. Или уже не достаточно воспроизведенного штриха. Отсюда — тенденция к особенно рельефному выделению ударных слов (1) и к короткой фразе (2).

Роль намека осуществляют слова, подчёркнуто выделяемые голосом: силой, высотой или растянутостью звучания. Поэтому удивлять и(или) намекать особо удобно всего лишь одним словом. Или рядом слов, связь между которыми всего лишь подразумевается.

Произнесённый ряд слов воспроизводит смысл картины как бы пунктиром. Он дает лишь опорные точки. Всё остальное невольно достраивает воображение собеседника.

При воздействии «удивлять» говорящий готов ждать наслаждение от  произведенного эффекта.

А вот предупреждение, угроза и даже игривые (то есть в «лёгком весе») намёки направляют воображение собеседника на неприятную для него тему. Поэтому «предупреждающий» обычно готов к протесту со стороны своего партнера, к его сопротивлению, к его негативной реакции на свои поддёвки. Ему не до ожидания эффектности (как при воздействии удивлять), он занят перестройкой сознания партнера. Чтобы в его воображении возникли те самые представления, которые заблокировали бы всякую возможность повторения подобных затруднительных положений, поступков, действий.

Удивляющий сообщает информацию, ожидая подтверждений её неожиданности, свидетельств о предполагаемом эффекте. И наслаждаясь получением этих подтверждений.

Поэтому пристройка к действию удивлять предполагает удобное расположение тела в пространстве. Само действие удивлять заключается в подготовке партнера к удивлению. Удивляющий чаще всего томит слушателя.

Если же он уверен в эффекте, то выпаливает всё сразу, предварительно заняв пристройку, удобную для восприятия ожидаемого эффекта.

Подчеркнём, что изучающим актёрское мастерство нужно увидеть, в чём состоит разница между тем, когда человек удивляет, и когда он сам удивляется. И в том, и в другом случае наблюдается характерное движение головы (назад), бровей (вверх).

Но действие удивлять всегда сопровождается «возвратным» движением. Брови, поднявшись на ударном слове вверх после секундной паузы возвращаются на место. Голова после более или менее заметного движения вперед, совершаемого во время произнесения ударного слова, также возвращается назад после секундной паузы.

При пристройке предупреждать обязательно появляются прищуренные глаза (или взгляд искоса), особые нотки в интонации, выражение настороженности. Намек (даже игривый, то есть в лёгком весе) направляет воображение собеседника на не совсем приятные или очень для него неприятные ассоциации. Поэтому намекающий всегда готов к протесту со стороны собеседника, к его сопротивлению. Действующему некогда наслаждаться произведенным эффектом, как это имеет место в поведении при действии удивлять,– он занят продолжением перестройки в сознании партнера. То есть тем, чтобы в его воображении возникли те представления, которые блокировали бы нежелательное поведение, мысли, выводы. Одним из примеров может служить ранее приведённая картина  XIX века «Искушение» [см. приложение 2.3.Г].



[вернуться к перечню содержания второго раздела]

[вернуться к перечню содержания всех трёх разделов]

2.5. Воздействия на ПАМЯТЬ: узнавать и утверждать*
[открыть приложения к 2.5]

Яндекс.Метрика