Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Реплика-комментарий 2.1: О СПОКОЙНОЙ ДЕЛОВИТОСТИ

Разбор ПОЛЁТОВИностранный язык Век XXI: драматизация в ВУЗе

____________________________________________________

Новые рубежи: «ЗДЕСЬ-И-СЕЙЧАС» и «ВСЕМ СКОПОМ» // Реплики-комментарии доктора педагогических наук В.М.Букатова к письму из Барнаула  от вузовского преподавателя

Реплика-комментарий 2.1: О режиссуре обеспечения спокойной деловитости

Уважаемая Ольга Валентиновна, думается, не случайно в вашем рассказе соседствуют упоминания о «спокойной обстановке» и «подборе ролей». Интуиция вам правильно подсказывает, что между собой они связаны весьма интересно.

1. Начнём с обстановки. Чем чётче деление на зрителей и исполнителей, тем нервознее обстановка. Тем чаще могут возникать творческие зажимы у некоторых студентов. Именно поэтому в драмогерменевтике (как и в драматизации начала ХХ века) граница между этими ролями для присутствующих на занятии максимально стирается.

В результате среди обучаемых нет тех, кто будет выполнять только роль зрителей. Каждый из присутствующих войдёт в одну их рабочих групп, которые потом будут показывать свои работы, приготовленные здесь-и-сейчас. Если же одни студенты будут читать лекцию, другие демонстрировать электронную презентацию, и только третьи показывать сценку, то деление на зрителей и исполнителей возникнет неизбежно. А отсюда могут быть и проблемы (которые тем, кто наделён актёрскими способностями, будут скорее полезны, а потому для них и вполне преодолимыми, чего не случится для других).

Ну а появление проблем скорее всего станет усиливать уже существующее межличностное размежевание студентов в группе (на курсе), а не ослаблять или устранять его. Поэтому повторюсь 133 раза, чтобы трансформировать театральную драматизацию в драматизацию педагогическую, лучше всего охватить работой «над сценками» всех студентов, предусмотрительно объединённых в малые группки (рабочие команды).

2. Теперь о выборе ролей. Дело в том, что продуманность выбора (не важно преподавателем ли или самой «рабочей группой») делит присутствующих на зрителей и исполнителей. Чем более продумано распределение ролей, тем выше планка притязаний, тем основательнее фундамент того барьера, что проляжет между зрителями и исполнителями.

Чтобы как-то нейтрализовать (демонтировать, разрушить, трансформировать) этот барьер, лучше всего подчёркнуто использовать ситуацию «пальцем в небо». Например, роли распределять наспех или случайны образом (жеребьёвкой или по считалочке). Тогда у всех участников естественным образом возникнет субъективное чувство некоторого равенства перед случаем (жребием, судьбой, фортуной). Что помогает многим студентам приоткрывать в себе какие-то театральные задатки и даже развивать их.

У многих студентов, задействованных в жеребьевке, возникнет мысль, что если не получится, то это вполне закономерно. Что раз персонаж достался случайно, то всем очевидно, что я для этой роли не подхожу. Поэтому я не виноват, что она оказалась неудачной. Эта мысль обычно так успокаивает вздрюченную интуицию студента, что она «смеха ради» начинает так искромётно фонтанировать, что в результате исполнение этой роли надолго оставляет всех тому свидетелей потрясёнными аж до самой «душевной глубины».

А ещё публичное подчёркивание педагогом ситуации «пальцем в небо» обычно обостряет у студентов чуткость позитивного восприятия даже самых мелких, едва заметных и неожиданных творческих находок, поворотов и открытий, случившихся в работах соседей. И разумеется, чем обострённее у присутствующих становится подобная чуткость восприятия, тем более педагогической становится та самая драматизация, что была организованная преподавателем на своём занятии.

Вячеслав Букатов

.

Разбор ПОЛЁТОВИностранный язык Век XXI: драматизация в ВУЗе

.

= открыть текст следующей реплики-комментария =

.

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика