Разбор ПОЛЁТОВ → Начальные классы→ «БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ» с лягушонком и считалочкой (математика в 1 кл.)
«БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ» с лягушонком и считалочкой (математика в 1 кл.): Письмо-отчет учительницы начальных классов и ответные реплики-комментарии научного руководителя, доктора педагогических наук В.М.Букатова
Реплика-комментарий 3: ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ДОЛЖНА ПОБЕЖДАТЬ ДРУЖБА
Уважаемая О.Н., спасибо большое и за формулировку «чтобы не обидеть никого». Обычно в письмах-отчетах учителей-экспериментаторов не часто встретишь формулировки, которые не только встречаются в жизни, но и являются чуть ли не фундаментальными для детской повседневности.
Словосочетание «чтобы никого не обидеть» для детской жизни частенько оказывается ключевым. И обычно дети под этой формулировкой имеют в виду не столько абстрактную справедливость, сколько жеребьевку, «право» случая. Семиотика жеребьевки связана с утверждением (или признанием) равноправия (!) игроков. Раз по жребию, то значит — все равны. И для детей такое «равенство» становится очевидным. И поэтому они готовы смиряться даже с нежелательным результатом, выпавшим на их долю при жеребьевке.
Но вот последние года два-три я стал замечать, что не только в письмах ко мне, но и в некоторых статьях, появляющихся в педагогической периодике, учителя на полном серьезе начинают ставить проблему «никого не обидеть» так, что возникают досадные перекосы. Например, если учителя на уроке или занятиях организуют какую-нибудь игру-соревнование, то победить должна обязательно дружба — чтобы никого не обидеть. То есть, чтобы вообще победителя не было. А уж если он все-таки есть, так чтобы тогда не было проигравших (!).
И конечно это всё досадные взрослые заморочки и недоразумения. Взрослые, сунувшись в такой удивительный мир детства и пытаясь там все расставить по своему усмотрению, попадают в ситуацию «слон в посудной лавке». И когда взрослая учительница-тетя на каком-нибудь совещании с трибуны в микрофон начинает говорить, что свою работу она организует так, чтобы никого из детей не обидеть, то меня это очень удручает.
Так что спасибо вам большое, что эта формулировка у вас появилась, и насколько я понимаю ее вы использовали в очень даже правильно, детском контексте. Т.е. она у вас связана не со стремлением избежать проигравших и нежеланием выделять победителей, а — с уважением игрового равноправия. А это совсем другое дело…
Честно говоря, именно игровое равноправие помогает детям и открывать для себя ценность дисциплины, и научаться этой самой дисциплине сознательно подчиняться (то есть развивать свою волю, подавляя бездумное своеволие) А все потому, что фундаментом оказывается — игровое равноправие. И ребенок, как участник игры, это и обнаруживает, и помнит, и на это ориентируется. И именно в этом ракурсе воспринимает поведение и своих друзей, и свое собственное.
— Вячеслав БУКАТОВ
Подробнее см.: В.М.Букатов «Как ИГРОВЫМ ПРОИГРЫШАМ возвращать их ценную для учеников роль»
Разбор ПОЛЁТОВ → Начальные классы→ «БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ» с лягушонком и считалочкой (математика в 1 кл.)
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.