Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Комм.3: Непредсказуемость «через себя» или же «концы с концами кое-как свести»?

Разбор ПОЛЁТОВОбщие вопросы РЕЖИССУРЫ УРОКА Игровой стиль обучения и приемы ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКИ

___________________________________________

Игровой стиль обучения и приемы драмогерменевтики /Вопрос Натальи ФЕДОТОВОЙ, присланный по Интернету и ответ с экскурсами, воспоминаниями и комментариями, подготовленный доктором педагогических наук Вячеславом БУКАТОВЫМ

Комм.3: Непредсказуемость «через себя»
или же «концы с концами кое-как свести»?

Очень точные, уважаемая Н.Ф., подобраны слова для характеристики учебных текстов — «незатейливые, простенькие». Действительно, ученикам обычно дело приходится иметь именно с такими текстами. Дескать, небо голубое, дни долгие, ночи короткие, мы не ходим в школу и т.д.

С точки зрения здравого смысла текст действительно весьма незатейливый: кто? кому? зачем? такое может говорить! И умудриться учителю провести с таким текстом живой урок действительно не так-то и просто. Настолько он надуман, притянут, искусствен. И учителям не следует тешить себя мыслью, что какие-нибудь украшательства в виде игровых рюшечек, оборочек и складочек (например, фотографии горнолыжника в полной экипировке) смогут превратить этот текст в живой и эмоциональный.

По-моему, вы достаточно узнаваемо описали очень типичную ситуацию, когда надуманность учебного текста усугубляется надуманностью методических заданий. А все для того, чтобы заставить учеников начать играть в поддавки, дескать, если я, учитель, показываю ученикам фотографию горнолыжника, то любой из учеников, отвечая от его лица, будет говорить, что он лета, дескать, не любит и ждет не дождется, когда же наконец наступит зима.

Но вот, к примеру, мой зять очень любит горнолыжный спорт, но и лето он любит ничуть не меньше. И вообще помнится, что в Абхазии экскурсоводы с гордостью сообщают, что у них в республике, где-то очень близко от летних курортов, есть такая гора, на одном склоне которой можно загорать, а на другом кататься на горных лыжах (там раньше спортсмены олимпийского резерва тренировались) Это все по поводу учительского вопроса: Can you tell me, why he doesnt like summer?

Вы пишете, что с помощью фотографии (например, спортсмена) или ваших наводящих вопросов ( «что ты [он] видишь [видит], чувствуешь [чувствует]?») вы на уроках анализируете текст, рассуждаете о жизни, пропускаете текст через себя. По-моему учителя иностранного языка очень часто приписывают своим урокам подобную деятельность, принимая желаемое за действительное.

Ведь если на самом деле текст «пропустить через себя», то ответы тогда пойдут столь непредсказуемые и непричесанные, что ни лексики, ни синтаксиса никакого не хватит. Вот учителя иностранного языка в основном все свои усилия и тратят на то, чтобы учебную ситуацию искусственным образом так ограничить, чтоб даже той лексики (которой у учеников кот наплакал) хватило кое-как концы с концами свести.

На мой взгляд, все-то и дело в этом кое-как. Учителя к этому «кое-как» относятся уж так восторженно: ну наконец-то получилось! Тогда как у учеников отношение к тому же самому «кое-как», скорее всего, весьма негативное: уф, ну наконец-то пронесло, отдулись, отчитались — можно расслабиться и забыть. И действительно, не гордиться же тем, что сделано на «кое-как». Вот именно в этом парадоксальном зазоре я и вижу причину того, что очень многие учителя иностранного языка, готовясь к урокам, действительно что-то выдумывают, стараются, да только вот толку не всегда много получается.

Выходит, что учитель хоть и старался, силы тратил, а в итоге почти что в каждом классе больше трети (а то и двух третей) учеников ну ни бельмеса в изучаемом языке не смыслят…

ДАЛЕЕ:

Комм.4: Несколько вариантов оживления ученического интереса на школьном уроке

Разбор ПОЛЁТОВОбщие вопросы РЕЖИССУРЫ УРОКА Игровой стиль обучения и приемы ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКИ

Яндекс.Метрика