________________________________________________
Из рабочих материалов научно-методического архива В.М.Букатова: письмо учительницы химии Е.Ф. Кадужиной (ст. Домна Читинской обл.) в отдел «Режиссура урока» (В.Букатову, М.Ганькиной) редакции газеты «Первое сентября»
Номенклатура спиртов
и «Слепой капитан» в 10 кл.
Уважаемый Вячеслав Михайлович этот прием был почерпнут из вашей «режиссуры урока». И подтолкнуло меня к его использованию рассказ Марины ЛИВАНСКОЙ, когда-то опубликованный в вашей «Режиссуре урока» (ПС №9/1999): с завязанными глазами стирать формулы с доски — это здорово!
При изучении темы «Спирты» отрабатывали базовые знания и умения учащихся: номенклатура спиртов, понятия изомерии и гомологии. Для этого доску разделили на три части, от каждого ряда выбрали капитана. Учитель зачитывал задания всему классу, а капитаны вызывали по человеку со своего ряда, определяя, кому достанется вопрос полегче, кому — посложнее.
Задания такие:
1. Записать общую формулу предельных одноатомных спиртов.
2. Какова формула этилового спирта?
3. Составить структурную формулу пропанола-1.
4. Записать структурную формулу 2-метилпропанола-1.
5. Записать структурную формулу бутанола-2.
6. Какова структурная формула этиленгликоля?
В итоге на доске на трех полях появилось по шесть формул:
1. R — OH
2. C2H5OH (или СН3 — СН2 — ОН)
3. СН3 — СН2 — СН3 — ОН
4. СН3 — СН — СН2 — ОН
___СН3
5. СН3 — СН2 — СН — СН3
___ОН
6. СН2 — ОН
СН2 — ОН
Теперь к доске выходят три добровольца, глаза завязаны косынкой, в руках у них страшное оружие — мокрая тряпка. Задача: стирать с доски формулы веществ, но не все сразу.
1. Стереть формулы двух гомологов (это № 2 и № 3, этанол и пропанол)
2. Найти и вытереть формулы двух изомеров (№ 4 и № 5)
3. Стереть функциональную группу спиртов (ОН, гидроксильная группа)
4. Есть ли на доске формула 1, 2 — этандиола? (это этиленгликоль по международной номенклатуре; № 6).
Ряд может подсказывать своему «исполнителю приговора», комментируя «выше, левее…» При четкой организации с работой у доски справлялись три ученика одновременно. Правда, капитаны часто не выдерживали и направляли руку ищущего в нужном направлении.
Главное из того, что я поняла: важно, чтобы заданий (формул на доске) было минимум, но несли они максимум информации.
.
.
.
.
«Ворчалки на полях » [ от Вяч. Мих. ]
хорошо, что на уроке у десятиклассников появился столь экзотический приём. Только жаль, что Е.Ф. вслед за М.Л. отступила от игрового правила, изложенного в Хрестоматии– завязывать глаза именно капитанам, а не им вызванным ученикам. Надеюсь, что со временем у учителей дойдут руки и до этого варианта (он более эмоционален, но зато и более шумный, что обычно пугает некоторых учителей). – С уважением. В.Б.
.
Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»
Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приеме, и он оказался полезен для вашей «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас – о том, что получилось, а что нет…
.
.
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.