Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → СБОРНИК игровых приемов, средств и способов обучения → Раздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу
________________________________________________________________________
В.М. Букатов, А.П. Ершова «Хрестоматия игровых приемов обучения» (серия «Я иду на урок»; М., 2000 и 2002)
Команды-загадки
.
___Это игровое задание-упражнение помимо всего прочего знакомит учеников с внимательностью к подробностям. На уроке ученики разбиваются по парам, выбирают определенное действие и на листочке записывают команду — ряд движений, составляющих задуманное, но не называемое действие. Попутно совершая само задуманное действие, пара проверяет правильность составления своей команды-загадки.
___Затем пары меняются листочками и по полученной команде отгадывают действие и выполняют его (если команда не была разгадана, то действие выполняют сами авторы). И наконец, выполнив команду, пара на обратной стороне листа записывает свое мнение о точности, подробности, верности перечисленных в команде движений и ставит свою отметку.
___Лексика и синтаксис записей как у первой, так и у второй пары, как правило, разительно отличаются от тех, которыми обычно пользуются их сверстники в школьных сочинениях.
___Вот примеры выполнения этого упражнения пятиклассниками.
___«Подойти к столу. На столе стоит предмет. Включить вилку предмета в сеть. Постелить одеяло. Взять какую-нибудь одежду и водить плавно предметом, допустим, по брюкам. После выдернуть из сети вилку, убрать одеяло и повесить брюки на спинку стула». (Гладить белье.)
___На обороте: «Много подсказок вместо описаний движений (включить вилку). Не сказано, что одежду нужно расправить на столе, а не гладить на весу. Брюки гладят через тряпку и с водой. Оценка — 3».
___«Стоя, правую ногу поставить немного вперед. Все пальцы правой руки (кроме большого) согнуть так, чтобы они находились на 3-4 см от ладони. Затем плавно потянуть на себя». (Открыть дверь.)
___На обороте: «Не сказано, как держать ладонь — вертикально или горизонтально. Поэтому мы сначала подумали, что нужно выдвинуть ящик. Оценка — 3».
___«Опуститься на одну ногу и обе руки, рывком подняться и, быстро передвигая ноги, добраться до стены». (Бег с низкого старта.)
___На обороте: «Команда понятная. Нужно было добавить: наклониться вперед, другая нога вытянута назад и прямая в колене, руки — прямые в локтях. Оценка — 4».
___«Поднести кисть левой руки к столу и сжать ее в кулак. Выпрямиться, поставить правую ногу на стул, нагнуться и быстро водить левой кистью руки поперек носка правой ноги, а потом вдоль одного и другого бока ступени». (Чистить ботинки.)
___На обороте: «Команда понятная. Нам понравилось. Оценка — 5».
___«Выпрямить правую руку, поднести к столу и сжать в кулак. Затем поднести кулак к голове и сделать пять движений от затылка ко лбу, а затем от затылка к стене, потом, повернув голову, 10 движений, смотря на стену. Потом сделать пять движений кулаком к правому уху, затем к левому, после чего поднести кулак к столу и разжать». (Причесаться перед зеркалом.)
___На обороте: «Команда понравилась. Оценка — 5».
___Как правило, ученики, составившие интересные и достаточно подробные описания, оценивают команды своих товарищей более объективно, обстоятельно. На уроке каждой паре учеников было поставлено две оценки — та, что поставили за команду товарищи, и отметка педагога за качество судейства (первые отметки, конечно, в некоторых случаях были несколько завышены или занижены, но это компенсировалось второй отметкой).
___Такая система отметок (при условии, что учитель ими еще пользуется), на наш взгляд, помогает ученикам объективно подходить к работам товарищей: избегать как излишней придирчивости, так и дружеского попустительства.
.
.
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → СБОРНИК игровых приемов, средств и способов обучения → Раздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу
.
.
очень интересно, хочется довести урок до логического завершения; не справляюсь с арифметической прогрессией
Какое задание-приём использовать уместнее?