Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Дисципл/Бук.: XV-XVI

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДИСЦИПЛИНА на уроке и режиссура ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯВ.М.Букатов. ДИСЦИПЛИНА и игровые приемы обучения на уроке

_________________________________________________________________________

В.М.Букатов, доктор педагогических наук, профессор МПСИ, научный руководитель экспериментальных площадок по социо-игровой педагогике

Дисциплина и игровые приемы обучения на школьных уроках (По материалам III части кн.: В.М.Букатов. Педагогические таинства дидактических игр. — 2-е изд., испр. и доп.- М., 2003.)

XV. Тянут-потянут

Перейдем к другому типичному примеру из школьной практики. Урок физики. Учительница, объясняя новый материал, замечает, что за одной из парт идет оживленная беседа явно на постороннюю тему. И хотя учительница не отвлекается и по-прежнему продолжает объяснение, ее речь изменяется: гласные (особенно ударные) ста-но-оовят-ся до-о-ол-ги-ми и кру-у-уп-ны-ми. «Болтуны» вздрагивают и покорно смолкают. Учительница, по-прежнему продолжая объяснение, благосклонно принимает от провинившихся эту подчеркнутую смиренность.

УКРУПНЕНИЕ РЕЧИ, возникающее при растягивании гласных (прежде всего ударных) с параллельным включением сочных «верхов» и «низов» в голосе, — еще один рычаг настойчивости. К сожалению, он часто используется учителями при запугивании учеников: «Не-е-ет, вы у меня попля-я-шете!» Но вспомнив поведение ведущего в различных подвижных и интеллектуальных играх, мы легко обнаружим прежде все­го естественное, яркое и явно педагогически ценное использование укрупнения речи.

Вспомним и школьный урок физкультуры. Эстафета. Учитель: «На старт! Внима-а-ание… мАрш!» Представим, что эти сигналы он подал бы без приемов укрупнения. Наверняка, энтузиазма и азарта у учеников заметно бы поубавилось.

Если гласные постоянно удлинять, то смысл речи теряется. Поэтому необходима умеренность в использовании этого рычага и обязательное сочетание его с манипуляцией контрастами. В поведении  ведущих подобные умения легко обнаруживаются заинтересованным наблюдателем.

Заметим, что сами играющие или болельщики, как правило не в состоянии уследить за техническим разнообразием приемов ведущего: для этого нужна отстраненность от происходящего. Это условие легко выполнять, сидя дома у телевизора. Поэтому все телепередачи, представляющие собой реальные игры-соревнования, учителю можно использовать для тренировки и совершенствования умения использовать рассмотренный рычаг настойчивости, делая его слагаемым своего педагогического мастерства.

XVI. Примета неискренности

Для технического разбора следующего, «последнего» рычага педагогической настойчивости отыщем в своих личных воспоминаниях о школьных годах те особые, щекотливые ситуации, когда та или иная опытная учительница вынуждена была «тет-а-тет» или прилюдно уговаривать ( «подбивать») вас сделать что-то такое, что даже по ее представлениям не могло быть одобрено ни вами, ни вашими товарищами, ни ею самою. Вы оказались жертвой выбора. Жертвой потому, что от вас ожидалось согласие на добровольность в осуществлении чужих и чуждых «умыслов» (например, в проведении каких-то «воспитательных» акций), хотя было очевидно, что вы против.

Вспоминать о таких ситуациях, случавшихся в нашей (и, к сожалению, не только школьной) жизни, не очень приятно. Но нам — как необходимо, так и полезно.

При техническом разборе поведения учительницы в подобной ситуации, поведения, действие которого вы прочувствовали на себе, на «своей шкуре», особенно рельефной может оказаться людская способность интуитивно манипулировать подтекстами, то есть способами словесного воздействия. Например, подтекст просить, прозвучав в двух-трех фразах, сменяется другим — скажем, подтекстом предупреждать. Тот, в свою очередь, через какое-то время сменяется новым, возможно упреком или ободрением. Затем могут следовать вопросительные интонации, переходящие в утверждение или в объяснение. В результате такое «мягкое» разнообразие оборачивается жесткой настойчивостью опытной учительницы и жертве чаще всего ничего не остается, как нехотя согласиться.

СМЕНА СЛОВЕСНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (отметим, что по типологии Ершова их 11 опорных и бесчисленное число составных¹) — это еще один рычаг удержания инициативы и развития настойчивого наступления.

В обычной бытовой речи чаще всего используются составные словесные воздействия. То есть в интонации той или иной фразы мы можем услышать отголоски и объяснения, и вопроса, и предупреждения, и утверждения. Когда же один из собеседников пытается преодолеть несогласие другого, он становится все более настойчивым, и в звучании каждой последующей его фразы на смену составным словесным воздействиям приходят все более и более чистые, опорные. Тогда принадлежность почти каждой фразы к тому или иному типу словесного воздействия может быть уверенно определена: вопрос уже не спутаешь с утверждением или объяснением, предупреждение — с упреком или все с тем же утверждением и т.д.

«Очищение» словесных воздействий и их последовательная смена составляют две взаимозависимые части рассматриваемого рычага. Однобокое же использование этого рычага обычно является одним из показателей учительской неискренности.


¹ См.: Ершов П.М. Технология актерского искусства. — 2-е изд., испр. и доп. — М.,1992. — С. 139-190.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДИСЦИПЛИНА на уроке и режиссура ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯВ.М.Букатов. ДИСЦИПЛИНА и игровые приемы обучения на уроке

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика