Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → ДИСЦИПЛИНА на уроке и режиссура ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ → В.М.Букатов. ДИСЦИПЛИНА и игровые приемы обучения на уроке
_________________________________________________________________________
В.М.Букатов, доктор педагогических наук, профессор МПСИ, научный руководитель экспериментальных площадок по социо-игровой педагогике
Дисциплина и игровые приемы обучения на школьных уроках (По материалам III части кн.: В.М.Букатов. Педагогические таинства дидактических игр. — 2-е изд., испр. и доп.- М., 2003.)
XVII. Слагаемые профессиональной осмотрительности
Итак, пять основных рычагов наступления, известных в театральной теории действий, — исходная мобилизованность; повышение и усиление голоса в каждой последующей фразе; укрупнение речи; «очищение» и смена словесных воздействий; и, наконец, манипуляция контрастами — используются многими опытными педагогами благодаря их личной интуиции. Но использование их в корыстных, не совсем благовидных целях (например: «быстренько» успокоить, объяснить, подавить, уговорить), обеспечивая короткий успех, настраивает как детей, так и многих коллег на отношение к этим прозрениям, бесценным самим по себе, как к показателям или вредности характера, или банальной профессиональной ограниченности.
Когда о педагогике говорят как об искусстве, то случается, что ее сравнивают с поэзией. Если развивать эту аналогию, то «рычаги наступления» — это, скорее всего, знаки препинания, явно необходимые читателям и потому существующие в письменной речи. Сами по себе точки, запятые, тире, кавычки, вопросительные и восклицательные знаки несут только технический смысл, неоспоримо нужный для записи мысли на бумаге. И было бы странно банальность или неприемлемость для нас образа мысли поэта объяснять использованием им тех или других знаков препинания.
В педагогике же подобные «объяснения» существуют. То тут, то там само владение рычагами настойчивости расценивается, например, только как стремление учителя к подавлению или преследование им педагогически неприглядной цели. Но из того, что знаки препинания используются в банальных стихах (и используются — грамотно!), вовсе не следует, что поэтам (тем более поэтам начинающим) вообще следует их избегать.
Результаты учительской деятельности — так же, как и стихи — могут быть и банальными, и неприглядными, и восхитительными, хотя слагаемые настойчивости, затраченной на их достижение, — одни и те же. А так как негативные результаты получать всегда проще, то становится особо актуальной проблема оказания учителям режиссерской помощи в чтении своего поведения, что позволило бы их собственные и часто безотчетные находки сделать достоянием их профессионального самосознания, направленного на реализацию высоких и благородных педагогических целей, которые без позитивной настойчивости (а стало быть и без ее «рычагов») явно недостижимы.
Что же может внести в учительский труд знание режиссерских секретов настойчивости? Очевидно, их осознанное использование в сложных ситуациях поможет избежать коварных трясин занудства и монотонности, избавит от дискредитирующих эффектов «заезженной пластинки». Скорее всего, у учителя появится больше осмотрительности, и вместо легкого пути отпугивающей прямолинейности он с помощью освоенных режиссерских знаний выберет более убедительный способ реализации поставленной цели.
Более того, он сможет по-новому посмотреть на то, что делает или собирается сделать, и задуматься: а стоит ли это дело продолжать и быть в нем настойчивым? Благодаря возросшей взыскательности в выборе тактики и средств достижения поставленных целей учитель сможет заняться корректировкой некоторых профессиональных намерений, поиском новых или неординарных сочетаний профессионального целеполагания с «технологией» мастерского осуществления своих устремлений.
.
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → ДИСЦИПЛИНА на уроке и режиссура ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ → В.М.Букатов. ДИСЦИПЛИНА и игровые приемы обучения на уроке
.
.
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.