Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Как открывается текст, или Чудесная «змейка»

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр

_________________________________________________________________________

Из научного архива В.М.Букатова

Как открывается текст, или Чудесная «змейка»

(из рабочего дневника аспирантки Н.Жеребиловой)_жеребилова-22

.

___«Внимательно прочитайте текст на странице сто семнадцать», — начинается монолог моей школьной учительницы литературы, которая, пытаясь изобразить вдохновение и неудачно скрывая скуку от заученного урока, будет сейчас рассказывать о трудных годах писателя, в которые создавалась «эта удивительная книга». Слушать ее скучно, многие утыкаются в учебник с отрывком  (как-никак, художественная литература!), но тут же «получают по мозгам»: «Долгов, ты чем там занимаешься?!». А Вовка, может быть, как раз в этот момент открывал для себя текст…

___Для меня, нынешнего педагога, целесообразность указаний учителя относительно открытия учебника в данном воспоминании остается загадкой. Впрочем, как и то, что никакие ухищрения плохих учителей-словесников (лишь в 11 классе к нам пришла хорошая) не отворотили меня от классики: доскональным знанием текстов Достоевского, Льва Толстого и Тургенева я могла и умела «задавить» методическое мнение учителя, трактовала фразы писателей в пользу своей, личной (правда, всегда, к огорчению учителей, противоположной методической) точки зрения.

___И лишь последняя, хорошая учительница, часто меня переубеждала, потому что хорошо знала тексты и имела свою, личную, а не предписанную районо, точку зрения.

___В драмогерменевтике, разработанной В.М.Букатовым, открытие текста становится настоящей учебной проблемой. И не в плане механического открытия книги на такой-то странице. Не искать авторское подтверждение мысли, изложенной в приложении к учебнику, называемому «пособие для учителя», а спотыкаться на удивительностях, интересностях и порой даже несуразицах — вот что предстоит ученику, если работающий в его классе учитель знаком с социоигровыми технологиями. Литература — самый благодатный для этого предмет. Но разве на других школьных уроках не лежат на партах учебники? Разве учебники эти не содержат текстов, в которых можно запутаться, не запомнить главного, упустить деталь?

___Для меня драмогерменевтический смысл текстов учебников, например, предметов естественного цикла стал крупным и небезрадостным открытием. На днях сочиняли В.М.Букатов и А.П.Ершова варианты упражнений из «Хрестоматии игровых приемов обучения» применительно к физике. В.М. выбрал из параграфа не самое длинное, не самое короткое предложение, записал на листке бумаги «змейкой» — слова заняли почти все пространство в форме причудливой спирали. Потом ровно через 25 секунд он этот листок у меня отобрал. И предложил скопировать это предложение с фотографической точностью за одну минуту. По памяти!

___Я подумала, подумала. Поняла, что справлюсь и пишу вот так:

.

.

___Минута прошла, получаю исходный листок, а там:

.

___Как вы понимаете, программу физики 11-го класса я лет восемь как не помню, соответственно сокровенный смысл написанного сокрылся от меня в дебрях обрывочных воспоминаний. А фиг его знает, как там реагируют приборы на прикосновение к пластинкам!

___И вдруг гляжу в листочек исходный и удивляюсь: «Да-а-а-а? Из Ра-а-азных металлов??? Да еще и не в одно-о-о место???» Поверьте, внимание на таких деталях заостряется само собой. Безо всяких там учительских «Подчеркните красной чертой» и «Запомните на всю жизнь!».

___И тут представила я с таким сладостным ощущением, как группка из шести человек во время воспроизведения «змейки» по памяти спорит, толкается, убеждает друг друга — было в предложении это слово или нет, а если было, то где оно стояло… Механический вначале процесс припоминания приводит затем к удивительным открытиям смысла.

___Причем довольно четко начинаешь (как учитель) понимать, что в естественных и точных науках смысл не менее важен, чем в гуманитарных: определения запомнить каждый может (минут на 15, в лучшем случае — на день), а вот держать в голове принцип действия физико-математических и химических законов не очень после обычной зубрежки получается.

___Выходит, что через удивление и «спотыкание» на удивительностях, неожиданностях и несуразицах открывается не только художественный текст.

___Ну а нам — аспирантам — через те же, казалось бы, столь примитивные удивления и «спотыкания» приоткрываются тайные глубины педагогической профессии.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика