Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Площадь многоугольников + Теорема Пифагора (8кл)

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаКафетерий «РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО» Матем: «Диктант на дружбу» (7,8,9кл)
Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров… Матем: «Диктант на дружбу» (7,8,9кл)
Узел СВЯЗИФОРУММатем: «Диктант на дружбу» (7,8,9кл)

МБОУ Орджоникидзевская СОШ Мотыгинского района Красноярского края
Татьяна Валерьевна
Кочерова

Два урока геометрии в 8 классе
// Тема: Площадь многоугольников // 20 декабря
// Тема: Теорема
Пифагора // 21 декабря

Преамбула:  Повторю, что мне посчастливилось участвовать в двух мастер-классах В.М.Букатова на Международном фестивале деятелей образования. Особо запомнилось то удовольствие, которое участники получались при восстановлении деформированного незнакомого текста и при групповой реконструкции рисунка.

И тогда мне очень захотелось провести подобный урок и со своими учениками.  Тема «Теорема Пифагора» показалась вполне подходящей для «Диктанта на дружбу». И текст на одной страничке. И рисунок перекликается с чертежом предыдущей темы. По моим наблюдениям именно этот рисунок часто вызывает в классе  формальное отношение.  Дети не вникают, как треугольник достраивается до квадрата и почему в середине получается именно квадрат.

Дети в классе развитые, но с очень неустойчивой учебной мотивацией. Вот я решила попробовать с ними такую же схему, как на мастер-классе. Но когда начала вести урок, поняла, что не получится уложиться в 35 минут. И первоначальный сценарий на практике пришлось разбить на 2 разных урока. Получилось так: первый урок по теме «площадь многоугольников» и второй урок по теме «теорема Пифагора»

хохохохохохохохохохохохохохохохохох

Первый урок (в классе 12 учеников из 15)

(1) Сначала разминка: разделить на три равные части фигуру

На мое удивление, ребята не сразу справились. Торопить не стала. Когда первый показал мне решение – объявила, что один победитель есть. Вскоре решили почти все.

(2) А теперь говорю – задание потруднее: разделить новую фигуру на 5 равных частей.
Девчата задумались. До мальчиков дошло быстрее. Посмеялись, когда услышали решение.

Фокус в том, что после деления первой фигуры многие непроизвольно сначала пытаются разделить квадрат тоже на «хитрые» фигурки. Нашлись ребята, которые сразу увидели деление просто на пять прямоугольников. Я рассказываю, что это задание из тренинга для взрослых, показывает, как программируется мышление на стереотип. Пожелала детям не попадать под власть стереотипов.

1. Прошу одного ученика раздать листочки как для диктанта.
На интерактивной доске задания высвечиваются «прожектором» по очереди. Надо вычислить и записать площадь многоугольника

2. Собираю  листочки и раскидываю на три стопки стопки.

Из каждой стопки беру по первому листочку – вызываю автора, вручаю ему стопку: «Это твоя команда – собирай всех и оборудуйте себе место для работы».

Разбежались по местам и сами уже бегут к доске записать название команды (в 8 классе в командах работаем чаще всех).  

3. Задание командам через посыльных – проверить все листочки и написать общее решение на командном листе. Обсуждение идет бурное – потом смотрела в индивидуальные работы: многие неплохо справились, но решали разными способами, и сейчас обсуждали способы решения.

4. Теперь переход по часовой стрелке и проверка работ.  Проверка проверяющих мне показалась здесь уже лишней – работы выполнены во всех командах хорошо, в обсуждении участвовали все. Поэтому возвращаю команды на места – и самопроверка по готовым ответам – я пишу ответы на чертежах на доске, и на каждый ответ дружное – «да»

5. Похвалила команды за такую хорошую работу. И теперь задание на скорость решить задачу посложнее:  изобразить разносторонний треугольник и разделить его на 2 равновеликих треугольника.  Определили команду победителя – первую, решившую задачу. По итогам урока у всех получились «5»

Плюсы урока: настроение очень хорошее в течение всего урока. Взаимодействие было продуктивным и деловитым. Было много обсуждений – сами объясняли друг другу способы решения. Задания, занявшие большую часть урока взяты из КИМ по математике для ГИА в 9 классе. То есть это и хорошая подготовка к экзамену. У детей складывается положительная оценка своих возможностей в предмете «геометрия»

Минусы урока: я на ходу перестроилась на 2 урока вместо одного – то есть первая часть – решение задач диктанта – должна была быть разминкой перед работой с текстом по новой теме.  Я вовремя поняла, что так не получится и повела урок так, как написано. Но заключительную часть пришлось придумывать на ходу. И подбор и количество заданий могло бы быть лучше, если бы я заранее это сделала.  И я забыла задать домашнее задание (!…).

 

хохохохохохохохохохохохохохохохохох

 

Второй урок (на следующий день после описанного выше урока)

Тема: Теорема Пифагора

1. Разбились на 3 группы с помощью «колечек». Записали названия команд на доске.

Посыльные получили по одному листу А4 с текстом и первое задание – посчитать количество слов с буквой «р».

Интересно, что задание не вызвало у детей удивления – просто ринулись быстро считать.

В одной команде над каждым словом писали карандашом номер, в другой все такие слова подчеркивали. В третьей – пометок не делали – распределились, кто считает с начала, кто с конца текста.

2. Числа получились близкими, но РАЗНЫМИ…

Тогда говорю, посчитайте, сколько раз встречается в тексте цифра «2». Считают быстр и ответы сразу СХОДЯТСЯ у всех команд.

3. Третьим посыльным задание – выписать на отдельном листе все ГЛАГОЛЫ и записать их количество на доске. То же на время.  Здесь ответы опять разные.

4. Теперь вызываю посыльных с текстами – тексты забираю и выдаю текст деформированный (то есть со «стертой» частью информации) – задание восстановить текст. Посыльные бегут в команды.

Одна команда тут же ныряет в учебники. Одноклассники дружно возмущаются…

Командую – все учебники закрыть и сложить на свободную парту.  И дальше уже пыхтят сами.

Сколько времени дать на работу не могла определить заранее – смотрю по ситуации. Вижу, что уже начали отпадать от работы – объявляю проверку.

5. Переход по часовой стрелке и проверка текстов.

Оценка записывается на листе с текстом и подписывается проверяющей командой.

6. Еще раз переход. Теперь возвращаю исходные тексты и проверка проверяющих.

Оценку проверяющей команде записать на доске (на снимке – это последнее число в черном кружочке – цвета дети сами выбирали)

Не возвращаясь на свое место, прошу восстановить рисунок, на который идет ссылка в доказательстве теоремы.

В команде, успевшей в начале подглядеть в учебник, сразу нашелся ученик, который запомнил общий вид и восстановили чертеж.

В двух других серьезная проблема.  Восстановить чертеж не получилось. Затруднения, как я слышу, именно из-за способа достраивания треугольника до квадрата.

7. Возвращаю команды на свои места – посмотрите, что вам нарисовали товарищи, сравните с текстом и рисунком в учебнике. 

 

8. И последнее задание – составить к тексту учебника 2 вопроса: один легкий и один трудный.  Предполагала, что успеем вытянуть по одному вопросу и каждая команда ответит на один чужой вопрос, но времени не хватило. А вопросы получились такие:

  • Легкие: Чему равен квадрат гипотенузы? В каком треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов? Чему равен квадрат гипотенузы в прямоугольном треугольнике?
  • Трудные: Докажите теорему Пифагора. Как построить сторону а+в, чтобы получился квадрат?

На этом урок пришлось закончить. Домашнее задание – один тренировочный номер на применение теоремы Пифагора и найти и рассказать, чем ещё знаменит Пифагор.

Плюсы урока: с теоремой Пифагора познакомились сами, у ребят возникли вопросы, которые при объяснении учителем или чтении текста обычно не возникают из-за поверхностного понимания.

Минусы урока: удовольствия от открытия, от того что получилось восстановить рисунок и доказательство теоремы не случилось.  Двое ребят вообще все время выпадали из общей работы, не видя возможности справиться легко.

Жду ваших мнений, советов, соображений — Татьяна Кочерова

 хохохохохохохохохохохохохохохохохох

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаКафетерий «РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО» Матем: «Диктант на дружбу» (7,8,9кл)
Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров… Матем: «Диктант на дружбу» (7,8,9кл)
Узел СВЯЗИФОРУММатем: «Диктант на дружбу» (7,8,9кл)

 

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика