меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Пси.Дид.:10-11

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактикиВ.М.Букатов. Психология ДИДАКТИЧЕСКИХ игр

_______________________________________________________________________

Букатов.В.М. Психология дидактических игр / Материалы данной работы опубликованы в 1-ом разделе книги: Букатов В.М. «Педагогические таинства дидактических игр» (М., 1997; 2 изд., испр. и доп.– М., 2003)

.

.

X. Пример дидактической игры с пятиклассниками

___Представим себе одно из удачных проведений дидактической игры, например, в пятом классе.В середине урока русского языка учитель энергично и собранно предлагает: «А сейчас все встаньте!» Ученики встают, и учитель продолжает: «И помашите руками». При этом он машет сам, а вслед за ним и ученики, многие из которых делают это с явным удовольствием.

___Учитель: «А теперь машите руками так, чтобы было понятно, в кого вы превратились: в орла, в комара, воробья или курицу». Все ученики с удовольствием начинают развлекаться (то есть развлекать себя и/или друг друга) превращениями. А потом в своей тетради каждый ученик записывает предложенные учителем летающие существа, но кроме того — в кого превратился сам, и записанное изменяет по падежам.

___Закончив эту работу, ученики по просьбе учителя начинают выяснять правильность склонения (выигрыша-проигрыша), подходя к тем, кто превращался в просклоненные им существа, и в случае необходимости вносят исправления.

___Повторим, что специфику созданной учителем игровой ситуации можно рассматривать с разных сторон и на разных уровнях. Например, рассмотреть роль двигательной активности в создании игровой атмосферы. Или — роль и особенности поведения ведущего (учителя) в начале, в середине и при завершении игрового задания. Или — значение нарушения учителем предписываемой методистами последовательности в организации дидактической игры: постановка учебной задачи — объяснения игрового правила — выполнение учениками игровых действий.

___Но мы сосредоточимся на ракурсе представлений о «тайне» (попутно касаясь и других сторон), выясняя отличия этих представлений у детей, играющих на улице, от представлений, возникающих у них же, но уже во время дидактической игры на школьном уроке.

.

XI. О мнимой легкости и реальной загадочности

___Само задание учителя — встать и помахать руками — на уроке русского языка для учеников является примитивным, и выполнить его им ничего не стоит. (Более того, на уроке лишний раз подвигаться школьникам всех возрастов — и уж тем более пятиклассникам — всегда интересно и заманчиво.) А вот цель, достичь которую планирует учитель, им не видна. Вместо ожидаемой дидактичности они сталкиваются с какой-то непонятностью, с тайной.

___По сравнению с прятками (которые у пятиклассников обычно все еще входят в число любимых дворовых игр) тайна эта более примитивна: она не внутри играющего, а вовне — в поведении учителя. Но даже подобного примитива на первых порах оказывается достаточно для создания на уроке русского языка игровой ситуации.

___В тоже время, обратим внимание, что, если бы подобное задание им предложили на уроке физкультуры, то они, поднимая руки автоматически, никакого признака непонятности и тайны не обнаружили бы, так же как и признака игры.

— ◊◊◊ —

◊ открыть следующий параграф в новом окне ◊

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактикиВ.М.Букатов. Психология ДИДАКТИЧЕСКИХ игр

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика