меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Дисципл/Бук.: II-IV

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДИСЦИПЛИНА на уроке и режиссура ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯВ.М.Букатов. ДИСЦИПЛИНА и игровые приемы обучения на уроке

________________________________________________________

В.М.Букатов, доктор педагогических наук, профессор МПСИ, научный руководитель экспериментальных площадок по социо-игровой педагогике

Дисциплина и игровые приемы обучения на школьных уроках   (По материалам III части кн.: В.М.Букатов. Педагогические таинства дидактических игр. — 2-е изд., испр. и доп.- М., 2003.)

II.  «Двойное дно» разминок

«Разминочный» (разминочно-игровой) способ может быть связан с проведением, например, упражнения из театральной педагогики — «руки-ноги» (кстати, студентка планировала использовать это упражнение в начале урока, но так и не использовала его — а жаль). По одному хлопку ученики поднимают руки (а  если они уже подняты, то руки опускают), по двум хлопкам встают (или, если ученики уже стояли, садятся). Хлопки услышать легко даже в шуме. Вид то поднимающих-опускающих руки, то встающих-садящихся учеников — обычно интригует не успевших включиться, и они с желанием присоединяются к играющим.

Условие задания ученикам на первый взгляд кажется очень простым, легким и даже не игровым. Но когда они, к своему удивлению, начинают путаться сами или видеть, как путаются другие, то в задании им открывается ранее не подозреваемая трудность. Связана она, по меткому замечанию А.П. Ершовой, с тем, что всего на два вида сигналов (один или два хлопка) устанавливается четыре ответные реакции (поднять/опустить и встать/сесть). Возникают смешные ошибки: один встал, другой сел, а третий стоит с поднятыми руками. Появляется добродушный смех, который отвлекает от предыдущих индивидуальных занятий и привлекает внимание к сейчас происходящему.

У многих возникает удивление — неужто я не справлюсь — быть этого не может! Но задор мешает сосредоточиться, и ошибки продолжаются. Да еще и учитель-ведущий, меняя последовательность и темп хлопков, пытается сбить учеников, тренируя их собранность. Безошибочно выполнять эти нехитрые команды удается тому, кто смог сконцентрироваться на них, не отвлекаясь на все остальное.

Используй подобную игровую разминку студентка на уроке — ученики после веселья, вызванного неожиданной репликой одноклассника, с удовольствием бы подвигались. Игровой смех отвлек бы их от стихийно возникшего «неуставного» веселья.

Ошибки в выполнении команд, активизируя обретение учениками игровых критериев верного выполнения задания, объединяют их для дальнейшей совместной работы. Тогда учителю уже не нужно навязывать дисциплину — она, как необходимое условие коллективной деятельности, возникает как бы «сама собой».

III. Нежданно-негаданно

«Деловые» способы обуздания стихии неуправляемого ученического оживления, входящего в резонанс (то есть способы налаживания рабочей, всех объединяющей атмосферы на уроке), связаны с выполнением учениками нового для них и для учителя, неожиданного дела.

Рабочая дисциплина восстановилась бы, дай практикантка, например, такое задание: каждому нарисовать в своей тетради, как одно и то же дерево видит великан и как — карлик. Подобное задание было бы очень уместным не только потому, что оно опирается на задание предыдущее, ставшее причиной «неуставного» веселья, но и потому, что отвечает всем четырем вышеперечисленным условиям: конкретно, посильно, содержит возможности для самоусложнения и кратко в объяснении.

Разъединение праздно веселящихся учеников на рисующих индивидов помогло бы им «прийти в себя».

Очевидно, что ритм и темп этого варианта восстановления рабочей атмосферы в классе отличался бы от ритма и темпа, возникающих при использовании игры «руки-ноги». Но нам важно то, что как в первом предложенном варианте, так и во втором исчезает сама проблема наведения порядка, проблема, столь напугавшая студентку.

IV. Спасительная незатейливость

«Приказной» (авторитарно-игровой) способ восстановления рабочей атмосферы на уроке заключается в том, что учитель вместо чтения нотаций и назиданий представляет или уясняет себе мизансцену конечного желаемого результата и с помощью простых, незатейливых команд, выполнение которых ученикам не составляет труда, поэтапно приводит их в эту мизансцену.

Например, учительницу не устраивает шум, затылки учеников, повернувшихся для разговора с соседями на задней парте, отсутствие внимания учеников к предлагаемой работе, их погруженность в какие-то свои соображения и интересы. Соответственно, желаемой будет являться такая мизансцена класса: все сидят лицом к доске, направив на нее (или на учителя) свое внимание. Разложив желаемую мизансцену на  элементы, учительница может достаточно легко ее осуществить.

Первая команда: «Все встали!» Во время произнесения этой команды учителю хорошо бы подать пример, то есть встать самому. (Заметим, что если он уже стоит, то ему сначала все же лучше сесть, а затем, произнося команду, опять встать.) Подобное действие учителя и привлекает внимание учеников, и облегчает им понимание произносимых команд, и увлекает примером (то есть облегчает выполнение первого, второго и четвертого условий, изложенных выше). На подобную команду второклассники откликаются охотно. В средней же школе учителю иногда приходится терпеливо дожидаться ее выполнения всеми учениками.

Дожидаться необходимо, иначе потом единого ритма не возникнет. Если один-два ученика не выполняют столь элементарных распоряжений, то и надеяться на их покладистость в делах даже чуть более сложных не приходится.

Если кому-то из учеников встать физически трудно, лучше всего подойти к нему и помочь. Тогда все воочию убедятся, что вы занимаетесь не дисциплинарным наказанием класса за плохое поведение отдельных учеников, а созданием чего-то важного для всех, потому и добиваетесь выполнения команды именно всеми присутствующими.

Вторая команда — «Посмотрели на потолок» — и первоклассниками и десятиклассниками выполняется с удовольствием. Конечно, десятиклассники недоумевают больше, но тем не менее в потолок смотрят.

После третьей команды — «Тихо сели за парты, внимание к доске» — в классе устанавливается желаемая мизансцена. Ученики явно готовы «внимать» учителю, предлагающему им следующее из запланированных заданий, а вот будут ли они его выполнять и если будут, то как, — зависит от многих причин, в том числе и от продуманности учителем плана урока, и от человечности запланированных заданий.

Некоторые из учителей-читателей могут резонно спросить: «А обязательно ли смотреть в потолок?» Отвечаем: не обязательно, но желательно. Задание «посмотреть в потолок» можно заменить заданием «погладить себя по голове» или «дотронуться до правого плеча соседа по парте». А за ответом на вопрос «зачем?» отсылаем к §17 Геронтологии. Конечно, эта вторая команда — необязательна. Она из «другой оперы». Она из разминочно-игровых, и ее мы вставили из любви к жизни на уроке.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДИСЦИПЛИНА на уроке и режиссура ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯВ.М.Букатов. ДИСЦИПЛИНА и игровые приемы обучения на уроке

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика