меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

II. НА ПРИМЕРЕ: «Сочинение заданий для выкупа фантов» (ФИЗИКА в 11 классе)

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрКак из одного игрового приема получить много-много интересных вариантов

__________________________________________________________________________

В.БУКАТОВ. Как из одного игрового приема получить много-много интересных вариантов

/По материалам кн.: Вячеслав Букатов, Александра Ершова. НЕСКУЧНЫЕ УРОКИ физики, математики, географии, химии и биологии: Пособие по социо-игровой педагогике.- Киев: Изд.дом «Шкiл. свiт»: Изд. Л.Галицина, 2006.- 128с./

II. НА ПРИМЕРЕ: «Сочинение заданий для выкупа фантов»   (ФИЗИКА в 11 классе)

___На первой же встрече договорились, что работать будем методом тыка. Наугад открываем нашу игровую Хрестоматию. Выпало: 1.15. Сочинение заданий для выкупа фантов.

___Ничего себе подфартило! В начальной школе, там все ясно, с ними хоть в фанты, хоть в сочинение заданий для выкупа этих самых фантов играй — все довольны будут. А вот (так считают очень многие учителя!) с одиннадцатиклассниками, к примеру, не поиграешь — времени-то мало: и учебный план надо выполнять, и к экзаменам ребят готовить …

___Наугад открыли два учебника: по геометрии А.В. Погорелова (для 7-11 кл.) и по физике Г.Я. Мякишева и Б.Б. Буховцева (для 11 кл). Соответственно выпали §7 «Теорема Пифагора» и §57 «Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика».

___Лиха беда — начало. Приступили к делу, то есть начали в лицах разыгрывать обычные школьные уроки, прикидывая, какой из социо-игровых приемов для обычного урока окажется полезным и чем.

Заманчивое предложение

___Перво-наперво возник вопрос: это какие-такие фанты могут быть у старшеклассников на уроке? Ведь если фантом будет безделушка какая, то ее и выкупать никто не станет. Фант на то и фант, чтобы им не бросаться и сил на выкуп не жалеть.

___Стали думать. Первый вариант — дневник. Один из собравшихся, категорически против. Дескать, чуть что, сразу «дневник на стол». Ведь, для учеников из всех действий учителя, это на уроках одно из самых противных и банальных. Зачем же нам на социо-игровых уроках этакое поощрять?

___Тогда как большинству аспирантов, этот вариант очень даже приглянулся. Они как рассуждали: учитель годами собирал у детей дневники (то за опоздание, то за отсутствие домашнего задания, то за плохое поведение), а тут вдруг возьмет да заявит: «Ну-ка, выкупай у меня свой дневник. Как фанты выкупают, знаешь?». Ведь ученики почти в шоке будут.

___Кто-то из них подумает, что это какая-то видимо шутка, учительский прикол. А кто-то всерьез растеряется — как так выкупать? и что, потом вы мне дневник отдадите и ничего в нем плохого не напишите? Предложение, конечно заманчивое. Если только его не испортить ложкой дегтя в виде какого-нибудь зубодробительного задания: вот выучишь весь параграф назубок — дневник твой и делать запись я в нем не буду.

___(В скобках заметим, что было высказано и такое, вполне справедливое, соображение. Если старшеклассник находится в конфронтации с учителем — и (или) школой, — то для него дневник может уже давно быть обесцененным: «А на фиг мне этот дневник нужен?». В подобных случаях использовать в качестве игрового фанта именно дневник ни в коем случае не стоит.)

Если согласен отдать

___Сошлись на том, что в школьном дневнике, фигурирующем в роли фанта, есть и свои плюсы, и свои минусы. Так что пусть учитель сам решает, плюсы или минусы на его уроках будут перевешивать. И исходя из этого либо использовать подобный вариант, либо нет.

___Итак, какие же фанты еще (кроме несчастного дневника) можно принимать от учеников, учитывая, что каждый фант должен быть достаточно ценным — иначе его неинтересно будет выкупать. То есть ученик, уходя с урока, запросто сможет оставить неприглядный предмет на учительском столе, так и не попытавшись «откупиться».

___Возникли, во-первых, такие традиционные варианты: колечко или сережка (у современных старшеклассников — что девиц, что парней — и то и другое вполне может оказаться не только в наличии, но и в очень даже большом количестве, то есть не в единственном экземпляре).

___Во-вторых, пошли личные мелкие предметы:

платок (шейный или носовой), шарфик;

часы;

очки (по ситуации);

В-третьих, пошли смешные варианты, связанные с неким дискомфортом:

шнурки;

галстук;

___Ну и наконец, аспирантами был предложен вариант, еще в начале века показавшийся бы нам фантастическим, а ныне (в крупных-то городах) вполне реальным — сотовый телефон (это, если, конечно, ребенок будет согласен его отдать).

Чего в жизни не бывает!

___Затем возник законный вопрос: А кто же и за что будет эти самые фанты платить? С первым вопросом ясно — ученик (хотя в продвинутых классах возможны и варианты!).

___По второму вопросу в ходе споров определились такие варианты:

за опоздание на урок;

— за не выполненное домашнее задание;

за неверное решение задачи или примера;

___Ну и совсем уж страшно допотопный вариант:

— за разговоры во время урока на посторонние

темы.

___Но и этот вариант решено было оставить: если у учителя не хватает смекалки и (или) мастерства придумать, что-нибудь по педагогичнее, то он с дуру или от усталости, конечно, и такое тоже может на уроке ляпнуть.

___А раз так, то и этот вариант в качестве возможного был занесен в наш список.

Назначение выкупа

___Начали вспоминать, как выкупаются фанты.

___Один стоит, отвернувшись, другой берет в руки очередной фант (или показывает на него пальцем), спрашивая: «А что сделать этому фанту». Отвернувшийся назначает выкуп.

___В подлинных играх они, как правило, достаточно юмористичны (прокукатекать, спеть, станцевать, принести, поцеловать и т.д.). Но у нас цель: попробовать выкуп фантов соединить с учебной темой.

___Самый скучный и канцелярский вариант — читать по учебнику проверочные вопросы (которые даются в конце каждой темы или параграфа). Отвечай правильно, вот тебе и весь выкуп. Но тогда от игры тут же ничего и не останется. И в следующий раз ученики, наученные горьким опытом, ни за что в жизни не будут на уроке платить фанты. Никаких — ни ценных, ни пустяковых. И надо признать, что будут абсолютно правы.

___Так, какие же тогда назначать выкупы? Где же брать варианты? Звучит предложение — в особых билетиках, которые за минуту до выкупа будут сочиняться всем классом!

___Получится, что «выкупающие» придумывают задания для самих себя! Это уже неплохо, во-первых.

___А во-вторых, всему классу придется по параграфу (или параграфам — всё от уговора зависит) туда-сюда поползать, чтобы нечто каверзно-игривое (или, наоборот, нечто легенькое — будет и такое, что вовсе не страшно) по изучаемой теме придумать. А пока ученики перелопачивать параграф будут, учебный материал невольно начнут обживать.

___А в-третьих, будет возможность степень интригующей каверзности и примитивно-скучной легкости разных выкупов посравнивать. Кто что смог придумать поинтересней и позаковыристей. А это значит, что при сочинении билетиков в следующий раз дело бойче пойдет.

___Ну и в-четвертых, у слабых учеников всегда будет надежда, что ему — может статься — выпадет билетик с заданием его же собственного сочинения, так что выкупать свой фант ему будет полегче (гораздо легче и интереснее, чем — по его представлениям — отвечать на очередные проверочные вопросы учителя). Так и в этом случае учитель будет опять в явном выигрыше.

___Если же вдруг какое-то из заданий в билетике окажется слишком канцелярским (просто срисованным с очередной страницы учебника), то опять же таки, ничего страшного — ведь сами же «сочиняли», а значит и «взятки гладки».

___Точно так же, как — повторим — и для учителя ничего страшного не будет, если какие-то задания, из приготовленных классом, хоть и будут явно игрового характера, но по своему содержанию не будут иметь отношение к изучаемой теме (например, просто пробежаться на цыпочках, вместо того, чтобы, скажем, пробежаться на цыпочках как биссектриса, то есть, деля один из углов класса пополам). Тут что называется «фифти-фифти».

___Итак, все ученики на одинаковых бумажках напишут задания, сложат в кучку, а один из «посыльных» от класса будет бумажку за бумажкой таскать и вслух зачитывать: «Этому фанту сделать одно, а следующему — другое». И т.д.

___И вот еще что. Если на уроке, срежиссированном по социо-игровому, до этого уже будет какая-нибудь командапобедительница (в предыдущем задании), то в виде награды именно она может сочинять задания для выкупа фантов.

___Соответственно, если есть проигравшая команда, то и фант за командный проигрыш может быть групповым (это в том случае, если ученики уже могут договариваться друг с другом: ведь выбрать командный фант — дело непростое! — тут большой коммуникативный опыт нужен). Тогда и в выкупе этого фанта будет участвовать вся команда.

Цепкость и прозорливость оппонентов

___Наконец мы подошли к вопросу о судействе. «А судьи кто ж?». Кто будет решать выполнено задание или нет (то есть состоялся ли выкуп и возвращать ли фант хозяину или хозяевам)?

___Один из аспирантов считал, что большинство учителей — как пить дать — узурпируют судейство. И как их не уговаривай, они обязательно оценку выполнения задания возьмут в свои руки. Так что ученикам, уже выкупившим свои фанты или вовсе оказавшимся не в числе проштрафившихся, будут на этой части урока по сути дела бездействовать и вполне возможно — скучать.

___Следует отметить, что не все из присутствующих были в своих прогнозах столь пессимистичны. Поэтому с энтузиазмом пустились выдумывать разные способы, чтобы сами дети определяли качество выполнения задания и сами решали: стоит ли возвращать фант или нет.

___Воодушевляло участников то, что они четко представляли себе: раз дети сами задания для выкупа фантов сочинили, то и проверять качество выполнения своего задания им будет явно интересно. То есть они будут эмоционально «замотивированы». А это весьма ценно.

___Ведь, если по ходу судейства вдруг обнаружится, что судья-то и сам что-то недопонимает, то это просто дидактический подарок учителю. Ведь обнаружится прилюдно, значит всем миром и начнут разбираться, устанавливая истину.

___Благо заинтересованных критиков и ревизоров вокруг будет хоть отбавляй. Ведь это только когда учитель объясняет на обычном уроке все тупо молчат, а вот когда заинтересованно объяснять начинает кто-то из учеников, да еще не у доски учителю, а с места своим друзьям, то и ушки у соседей-сверстников навостряются, и язычки становятся «подвешенными» весьма свободно. А невесть откуда взявшаяся смекалка учеников-оппонентов поражает не только своей цепкостью, но и острой прозорливостью.

Любителям перестраховки

___Самое трудное в любой новой игре — войти в курс дела. Почувствовать изюминку. Только тогда у участников азарт появляется. А после игры — и желание игровое действие хотя бы еще разок повторить, чтобы «накал страстей» опять почувствовать.

___А появление подобного желания нам весьма важно. Потому что при повторениях игровых действий у детей наблюдается стремление к виртуозности: естественным образом у игроков возникает интерес к различным усложнения, игровым «наворотам». Но это все потом. Если же до появления вкуса к той или иной конкретной игре сразу начинать с каких-то усложнений, то интерес участников моментально увядает.

___Поэтому на наших методических посиделках возник вполне закономерный разговор о том, как вводить учеников в курс дела, как сделать так, чтобы они распробовали вкус «выкупа фантов»?

___Одно из предложений сводилось к тому, чтобы на уроке вводить сам принцип выкупа фантов постепенно. Сначала, например, на предыдущем уроке просто поиграть, без привлечения конкретного учебного материала… Следующий раз затеять фанты уже по учебной теме. И то сначала учителю нужно будет самому придумать задания (только, чур, самые примитивные!, а уж когда детям они понравится, тогда учитель начнет думать, как следующий раз организовать сочинение заданий для выкупа фантов уже самими детьми).

___Дескать, весь этот «детский сад» нужен прежде всего самому учителю: чтобы он увидел, что его возможные страхи-испуги (вдруг времени на уроке ему не хватит, или вдруг дети не будут глубоко и полно осваивать учебный материал), — иллюзорны.

___С этой точкой зрения согласились, конечно, не все. Даже если современные дети ни разу во дворе не играли в выкуп фантов, даже тогда совсем не обязательно устраивать пропедевтику, играя (как было предложено) без привлечения учебного материала или по БИЛЕТИКАМ с заданиями, которые учитель сочинил, сидя дома.

___Конечно, если учитель перестраховщик, то для себя он подобную манную кашу обязательно устроит. Но поощрять эти настроения нам, методистам по социо-игровой педагогики, явно не стоит.

___Ведь вся проблема у таких учителей в том, что они боятся встретиться с живым энтузиазмом учеников, с их игровым азартом. Можно только посочувствовать таким боязливым учителям и терпеливо ждать, когда же им станет совестно сеять вокруг себя беспросветную скуку, камуфлируя ее своими — якобы бескорыстными — стремлениями к всеобщему порядку и благовоспитанности…

Держать ли учебники открытыми?

___Наконец дело дошло и до самого сочинения билетиков. Один из участников наших дидактических посиделок взял учебник по физике для 11-го класса и открыл на той самой (наугад вначале определенной) 140-ой странице. В помещенном на ней §57 рассказывалось о зависимости массы тела от его скорости.

___Все получили по половинке тетрадного листа и приступили к выдумыванию задания для разыгрывания фантов.

___Готовые билетики складывали в картонную коробку, которая стала наполняться уже где-то через минуту. А на исходе второй в эту коробку был отправлен последний билет.

___Ведущий (его мы выбрали по короткой считалочке: «Шишел-мышел, взял да вышел»), не глядя, вынул первый билетик:

  • Посчитать на странице 140 параграфа, сколько слов имеют букву «р».

___Тут же возник вопрос: выполнять по памяти, то есть «на глазок» или можно пользоваться учебником? В данном случае, очевидно, что можно. А как быть, если, например, достанется задание:

  • объяснить, что такое масса в теоретической физике. (В сноске-примечании на стр. 141 действительно рассказывается об особой тенденции понимания массы в современной теоретической физике.)

___В этом случае ученик, казалось бы, должен отвечать, не пользуясь учебником. Иначе, дескать, ему будет очень уж легко.

___Но по ходу обсуждения все быстро сошлись на том, что любому учителю выгодно, чтобы дети как можно чаще держали в руках раскрытый учебник и как можно чаще бы в него заглядывали.

___Пусть и выкупающий свой фант и его проверяющие ученики (а это будет практически весь класс) держат перед собой открытые учебники. Эта ситуация будет явно способствовать усвоению новой темы (что, конечно, для учителя является главным).

___Но если в задании автор специально оговорит, что пользоваться учебником нельзя, то в этом случае учебник должен быть закрыт. (И то, лично я ввел бы в классе такое уточнение, во время самого ответа-выкупа — учебник закрыт, но во время подготовки — полминутки! — им пользоваться все ж таки можно. Пусть ученики свою моментальную память тренируют. Ведь, потом много раз пригодится — В.Б.)

Всего-навсего-то посчитать!

___Ну а теперь вернемся к фанту-заданию, связанную с выяснением, сколько же слов на странице 140 учебного параграфа имеют букву «р». При всей кажущейся примитивности подобное задание весьма ценно (не случайно в социо-игровой герменевтике  — герменевтика, напомним, наука об искусстве понимания — оно занимает одно из самых почетных мест, являясь уникальнейшей «герменевтической процедурой»).

___Ученик, более или менее усердно выполняя его, выяснил, что таких слов 43. Что и с гордостью вывел мелом на доске. Тут же несколько человек начали проверять (посчитать ведь ничего не стоит!). И с удивлением обнаружили, что у одного 42, а у другого 45. Да не может быть! Тут к пересчитыванию подключается еще несколько человек. А результаты все равно не сходятся! (Кто слово какое по невнимательности пропустит, кто не учтет, что слова заголовка параграфа тоже входят в понятие текст, а потому их так же следует учитывать, и т.д.).

___Опыт показывает, что обычно пересчитывать приходится несколько раз, все глубже и глубже зарываясь в текст. И втягивая в это все большее число окружающих. Читатель может и на себе проверить этот эффект, пересчитывая слова с буквой «р» в небольшом отрывке из начала этого параграфа:

___«С новыми пространственно-временными представлениями не согласуются при больших скоростях движения законы механики Ньютона. Лишь при малых скоростях движения, когда справедливы классические представления о пространстве и времени, второй закон Ньютона не меняет своей формы при переходе от одной системы отсчета к другой (выполняется принцип относительности)». — Вот и решите, сколько же здесь нужных слов 16? или 17? или даже 18?

___Если читатель действительно попытался нужные слова повылавливать и сосчитать, то ему будет ясен, наш совет, что для удобства «герменевтической» процедуры объем текста должен быть не очень большим (иначе притупляется внимание и начинается арифметический формализм).  Поэтому если, скажем, в билетике будет просто указано: слов в параграфе имеют букву «р», — то учителю следует вовремя подсуетиться и подсунуть-таки какое-нибудь ограничение. Например: только на странице 140. Или: только в левом столбце на странице 141. Введение подобных ограничений необходимо. Тогда и игровая эмоциональность сохранится, и учебные цели будут реализовываться.

«Пусть неудачник плачет»

___Ну а как быть, если ученик с заданием не справится и фант не выкупит?

Во-первых, он может тянуть следующий билетик. То есть испытывать свое счастье еще раз.

___Во-вторых, фант может остаться в классе до следующего урока (если это возможно), чтобы дома подготовиться и уж наверняка выкупить фант, выполнив задание по заново вытянутому билету.

___В-третьих, если задание не выполнено, то вызывается его сочинивший автор, который демонстрирует всему классу способ выполнения задания. Если же задание окажется вообще невыполнимым (даже сам автор его не смог выполнить, и класс — не учитель! — признает это), то несчастный-билетик изымается из стопки. Неудачный же выкуп не засчитывается, и ученик тянет из стопки другой билетик.

___А вот с автора можно взыскать штраф — дополнительный фант. Но можно никаких экзекуций и не устраивать. Ведь он и так хороший урок получил, опозорившись перед всем классом (мы не случайно упомянули, что невыполнимость задания должна быть установлена классом, а не спущена учителем сверху, как свое личное беспрекословное мнение).

___Когда все это было нами выяснено и как следует обсуждено, мы из любопытства достали из коробки все оставшиеся билетики. В них оказались, например, такие задания по § 57:

  • посчитать, сколько формул в параграфе;
  • посчитать, сколько слов выделено особым шрифтом;
  • выучить определение на странице;
  • если фант групповой — произнести вслух это определение по одному слову каждому, но так, чтобы получилось, будто произносит один человек;
  • назвать имена ученых, которые упоминаются в параграфе (Ньютон);
  • назвать имена ученых-физиков, которые не упоминаются в параграфе;
  • назвать упомянутые в параграфе единицы измерения;
  • объяснить, что значит стрелка над некоторыми буквами в формулах; почему все они — в одну сторону? Почему над некоторыми буквами нет этих стрелок?
  • придумать третий контрольный вопрос по параграфу;
  • ответить на самый короткий контрольный вопрос к параграфу;
  • по памяти нарисовать рисунок из параграфа (график зависимости);
  • посчитать, сколько раз в параграфе используется косая черта (м/с, км/с);
  • если речь в параграфе идет о зависимости массы от скорости, то при чем там бесконечность?
  • есть ли в параграфе знак бесконечности?

Дидактические перспективы игровых «блужданий»

___Довольно многие читатели-учителя, обратят внимание на то, что приведенные выше задания в основном касаются «блужданий» по тексту учебника и зададут вопрос: «При чем здесь тема урока? Разве эти задания смогут привести учеников к смысловому пониманию учебной темы? Неужели подобные билетики укрепят знания учеников?»

___Мы со своей стороны повторим, что обживание материала само по себе, согласно социо-игровым технологиям, является одним из эффективнейших способов незаметного (читай, комфортного) погружения ребенка в материал.

___Такое погружение, как показал многолетний опыт, прежде всего способствует пробуждению интереса к учебному материалу. А значит, и дома ученик пристальнее вглядится в страницу учебника и внимательнее отнесется к тому, что на ней изложено.

.

/открыть продолжение/

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрКак из одного игрового приема получить много-много интересных вариантов

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика